Александру Лукащенко удалось нарастить доверие общества к себе в отдельных сегментах. Фото с сайта www.president.gov.by
Опубликованы данные очередного ежеквартального исследования «Белорусский трекер перемен». Социологи выявили новые тенденции в настроениях белорусского общества, проявившиеся в последние месяцы. Они отмечают, что рост поддержки политики Александра Лукашенко, отмечавшийся в предыдущем докладе, остановился. Кроме того, большинство белорусов настороженно относятся к размещению на территории страны ядерного оружия. При этом несколько выросло число тех, кто готов поддержать участие Минска в российско-украинском противостоянии.
Рост доверия к действующей власти в Белоруссии остановился. Об этом свидетельствуют данные свежего доклада «Белорусского трекера перемен». Предыдущие доклады фиксировали увеличение числа белорусов, доверяющих государственным институтам.
Например, с декабря 2022 года по март 2023 года «Трекер перемен» фиксировал рост сегмента доверия власти с 61 до 66%. Последние данные (с марта по май) фиксируют торможение этого процесса – прироста данного показателя больше не отмечается.
Представленный доклад – пятый по счету. Особенность подхода авторов исследования в том, что они делят респондентов в соответствии с их ответами на четыре сегмента по степени доверия к государственным институтам: «ярые сторонники», «склонные доверять», «ярые противники», «склонные не доверять». И анализируют динамику как количественных изменений в каждой группе, так и процессы внутри них.
«Несмотря на доминирование в информационном поле, масштабные репрессии против инакомыслящих, эксплуатацию антивоенных настроений белорусов и игру на их страхах, режиму Лукашенко удалось нарастить поддержку общества лишь в ограниченных масштабах», – говорит на интернет-портале «Зеркало» один из авторов, социолог Филипп Биканов.
Анализируют эксперты и динамику действий власти, направленных на борьбу с оппозицией. По словам социолога Геннадия Коршунова, в марте 2023 года зафиксирован рекорд по задержаниям за последние 12 месяцев – 613 задержанных по политическим мотивам. «В апреле интенсивность задержаний снизилась (342 случая), а в мае снова подросла – почти до 400. В результате за весну 2023 года всего было задержано как минимум 1350 человек, что является самым высоким показателем за истекшие четыре сезона (с зимы 2022 года)», – говорит эксперт.
Исследователи также констатируют, что раскол между сторонниками и противниками власти в белорусском обществе остается достаточно глубоким. «Группы в белорусском обществе имеют несовместимые конфликтные ценностные системы и убеждения. Противоборствующие группы воспринимают друг друга в основном через призму политических признаков, и это является основой для сохранения социальной напряженности», – говорится в докладе.
Эксперты полагают, что одна из причин глубокого конфликта – информационные пузыри, в которых находятся как сторонники, так и противники власти. В докладе отмечается: «Обе стороны находятся в информационных пузырях, что препятствует взаимодействию и приводит к укреплению существующих установок в отношении себя и представителей другой группы. Белорусы в зависимости от своих взглядов разделены на три информационных пузыря и практически не взаимодействуют с информационными нарративами чужой стороны. В наибольшей изоляции находятся люди, сильно не доверяющие режиму Лукашенко. Эта группа ощущает все меньшую связь с белорусским государством, даже реже, чем другие, идентифицирует себя как граждан Беларуси».
В то же время по некоторым вопросам в обществе существуют консенсусные настроения. Например, все страты, по данным социологов, настороженно относятся к перспективе размещения в стране ядерного оружия. «Так, даже среди «ярых сторонников» меньше половины готовы сказать, что приветствуют размещение российского ядерного оружия в Беларуси, а в сегменте «склонных доверять» таких людей и вовсе около трети», – замечают авторы исследования. Также существует солидарность большинства и по поводу возможности вовлечения страны в противостояние с Украиной. Почти 88% респондентов высказываются против участия в нем армии Белоруссии. Тем не менее авторы фиксируют некоторый рост сегмента граждан, готовых поддержать такие действия. Если в марте таких было 5%, то в мае – 8,7%.
«Поддержка России, как и ранее, четко ассоциирована с доверием к режиму, в то время как поддержка Украины – с недоверием к нему. В целом конфигурация поддержки той или иной стороны в обществе осталась неизменной», – утверждают эксперты.
Политолог Валерий Карбалевич отмечает, что Александр Лукашенко почувствовал напряженность общества в связи с вопросом о ядерном оружии и решил снять ее, активно комментируя тему в своем общении с журналистами белорусских государственных СМИ и в интервью ведущей телеканала «Россия 1» Ольге Скабеевой.
Карбалевич так прокомментировал заявления Лукашенко интернет-ресурсу «Позірк. Навіны пра Беларусь»: «Правитель Беларуси, кажется, впервые с начала этой истории пытается разъяснить смысл размещения здесь ядерного оружия. Оказывается, в этом деле вообще нет российских мотивов. Все делается исключительно в интересах Беларуси. Лукашенко уверяет: «Зачем это нужно? Чтобы ни одна нога каких-то сволочей не ступала больше на белорусскую землю... Я думаю, вряд ли кому-то захочется воевать со страной, у которой есть такое оружие». То есть получается, что Россия, жертвуя своими национальными интересами, размещает здесь ТЯО (тактическое ядерное оружие. – «НГ»), дабы спасти Беларусь».
Но политолог задается вопросом: «А кто же потенциальный агрессор, против которого размещается ядерное оружие? Лукашенко назвал только Полк Калиновского. Наверное, армии, КГБ, МВД вместе с территориальной обороной и народным ополчением недостаточно, они не справятся с одним полком».