Александр Лукашенко выступил на фестивале народных традиций. Фото с сайта www.president.gov.by
В ночь на воскресенье Александр Лукашенко выступил на фестивале народных традиций «Купалье». И объяснил, как понимает национальное достоинство. Между тем социологи представили результаты нового исследования, посвященного вопросам национальной идентичности тех белорусов, которых социологи именуют «продемократическими». Обнаружилось, что далеко не все из них стремятся в ЕС. Треть считает, что белорусы должны строить «что-то свое». Эксперты считают, что хотя для большинства сограждан важно осознавать себя белорусами, но кто-то видит эту идентичность через национально-историческую оптику, а кто-то – через «славянско-советскую».
Александр Лукашенко выступил на фестивале народных традиций «Купалье», который ежегодно собирает десятки тысяч гостей. Что характерно, он обратился к собравшимся по-белорусски и заявил: «Без национального достоинства нет и не может быть свободы, суверенитета, уважения и безопасности».
Президент продолжил: «Наш фестиваль также олицетворяет ценность исторической памяти. Память о своем славном прошлом, о том, что Беларусь – наша земля. Наши корни – древние. Эту связь веков мы ощущаем здесь особенно остро. И именно здесь мы понимаем ценность нашего культурного кода. В нем с самого начала были заложены стремление белорусов к справедливости, высокая нравственность и патриотизм. На таких принципах построено и развивается сегодня наше национальное государство».
Между тем белорусские социологи из Центра новых идей совместно с инициативой «Народный опрос» представили результаты нового исследования, задачей которого было выяснить, что формирует идентичность тех их соотечественников, которых они отнесли к «продемократическому» лагерю. В опросе приняли участие почти 4 тыс. человек, из них 2127 продолжают жить в Белоруссии, половина из них – в Минске.
Интернет-ресурс «Белсат» сообщает, что одна из авторов исследования Леся Рудник особо отметила: респондентам было предоставлено право самим выбирать, на каком языке заполнять анкету – на русском или белорусском. И это уже само по себе позволило сделать некоторые выводы. В результате среди эмигрантов белорусский выбрали 70% участников, а русский соответственно только 30%. Но и те, кто остается в стране, распределились очень близко к этому результату – 67% и 33%.
Впрочем, в исследовании участвовали и те, кто не поддерживает оппозицию. И там картина зеркальная. Белорусский предпочли только 29%.
Для подавляющего большинства опрошенных белорусская идентичность оказалась очень важна. 76% оценили значимость для них их национальной принадлежности на 8 и более баллов (по 10-балльной шкале). Причем исследователи отмечают, что высокую степень осознания своей национальной идентичности демонстрируют не только сторонники протеста, но и те, кто выступает против него. Эксперты делают вывод, что в Белоруссии сосуществуют два политических проекта идентичности – «национально-демократический» и «национально-советский». И можно констатировать, что именно последний вариант вполне откровенно внедряет Александр Лукашенко.
В ходе опроса белорусами себя назвали 89% респондентов. Однако эксперты отмечают, что долговременная семейная традиция как способ формирования национальной идентичности в Белоруссии во многом была утрачена.
Один из авторов исследования социолог Геннадий Коршунов констатирует, что значимую роль в осознании своей идентичности сыграли протесты 2020 года. Главным инструментом ее формирования стали не этнические, а гражданско-политические факторы.
Однако отмечается интересная тенденция: белорусскоязычные респонденты чувствуют свою близость с европейцами, а русскоязычные более космополитичны либо с уклоном в славянско-советскую идентичность.
Если говорить об исторических основах, на которых зиждется самоощущение респондентов, то для большинства это древнерусские княжества – Полоцкое и Туровское. И лишь четверть респондентов ориентируются на Великое княжество Литовское. Это говорит о том, что исторический нарратив далеко еще не сложился даже для оппозиционно настроенных белорусов в стройную систему.
Что касается отношений с Россией, то большинство считает, что с ней надо выстраивать отношения по тем же принципам, что и с любой другой страной. Преобладающее настроение – ориентир на европейский вектор развития.
Тем не менее треть опрошенных считает, что Республика Беларусь не должна входить в какие-то союзы, а необходимо выстраивать что-то свое. При этом крайне показательно, что большинство весьма положительно относится к идее балтийско-черноморского союза, то есть объединения с украинцами, литовцами, поляками. Этот проект для многих более предпочтителен, нежели перспектива вступления в ЕС.
Интересно, что идея создания Междуморья была выдвинута впервые 100 лет назад лидером Польши Юзефом Пилсудским. Это был проект конфедерации, которая включала бы в себя Польшу, Украину, Белоруссию, Литву, Латвию, Эстонию, Молдавию, Венгрию, Румынию, Югославию, Чехословакию, а также, возможно, Финляндию. Это объединение должно было простираться от Черного и Адриатического морей до Балтийского – отсюда, собственно, и название.
Тогда, между двумя мировыми войнами, этот проект не мог быть реализован. Однако мы видим, что сегодня он (хотя и в несколько сокращенном виде) снова имеет своих сторонников.
Социолог Геннадий Коршунов полагает: «Сегодня белорусская идентичность – это система с открытым кодом. Ведь для большинства осмысление себя белорусом пришло не через семью, а как личный опыт, то, за что боролся. И 2020 год очень подтолкнул этот процесс. Но такая система самоосмысления не проработана. При этом в 2020 году начал строиться один образ – героически-патриотический, но, успев сформироваться, в 2022-м, он сломался, и нужно строить что-то новое».