Ильхам Алиев и Никол Пашинян удовлетворены встречей с Шарлем Мишелем (в центре). Фото Reuters
В Брюсселе встреча президента Азербайджана Ильхама Алиева с премьер-министром Армении Николом Пашиняном при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля прошла на фоне общенародного митинга в Степанакерте с требованием прекратить блокаду Лачинского коридора, из-за которой гуманитарный кризис в Нагорном Карабахе грозит перерасти в катастрофу. В этот же день 15 июня МИД РФ выступил с заявлением, призвав Баку предоставить гарантии безопасности армянам в Нагорном Карабахе и запустить процесс делимитации границы. МИД Азербайджана в ответ обвинил Москву в нарушении союзнической декларации.
Очередная трехчасовая встреча Ильхама Алиева с Николом Пашиняням с участием председателя Евросовета Шарля Мишеля выглядит более содержательной, нежели предыдущие. Во всяком случае, так считает сам Шарль Мишель. По его словам, лидеры двух стран вновь подтвердили «свое уважение к территориальной целостности и суверенитету другой страны», а это значит, что Ереван признает Нагорный Карабах частью Азербайджана. В свете этого продолжается обсуждение статуса комиссий, которые в перспективе должны начать процесс делимитации границ.
Cтороны обсудили условия предстоящей разблокировки транспортных путей в регионе – вопрос, который Баку, Ереван и Москва давно уже обсуждают в формате трехсторонней комиссии под руководством вице-премьеров своих правительств. Запад до настоящего времени на официальном уровне значимых комментариев на сей счет не делал. Теперь выясняется, что ЕС готов предоставить финансовую помощь для скорейшего восстановления железнодорожных путей. Как заявил на брифинге Шарль Мишель, некоторые детали требуют уточнения, но «позиции по этой теме сближаются и активно прорабатываются варианты».
Еще до начала саммита Никол Пашинян вручил Шарлю Мишелю письмо президента самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики Араика Арутюняна с просьбой приложить все усилия для деблокады закрытого Азербайджаном вот уже более семи месяцев Лачинского коридора, ответственность за беспрепятственное функционирование которого, напомним, согласно подписанному в ноябре 2020 года документу, несут российские миротворцы. В результате блокады, а также отключения газа и электричества в крае увеличивается вероятность гуманитарного кризиса.
Судя по репортажам из Арцаха (армянское название Нагорного Карабаха), большинство продуктовых магазинов закрывается, нет многих продуктов, в том числе фруктов и овощей, сообщает телекомпания «Арцах». Население непризнанной республики вышло на митинг, на этот раз бессрочный. «Наш народ каждый день терпит лишения. Прервана транспортная связь с Аскеранским и Мартунинским районами, не хватает продовольствия для проживающих в Арцахе около 30 тыс. детей и 2 тыс. беременных, жители сел не могут продолжать сельскохозяйственные работы – они выполнены всего на 30%, что чревато негативными последствиями. Люди не могут купить лекарства и элементарные средства гигиены», – заявил на митинге госминистр Гурген Нерсисян.
Шарль Мишель уверяет, что он «отметил необходимость открытия Лачинского коридора», а также зафиксировал готовность Баку «обеспечить поставки гуманитарной помощи через Агдам», то есть не со стороны Армении, а через территорию самого Азербайджана.
Как считает армянский политолог Армен Ханбабян, такое предложение со стороны азербайджанского президента означает, что Ильхам Алиев признает наличие гуманитарного кризиса в Карабахе, вызванного блокадой Лачинского коридора. «Также важно понять, кто в случае реализации этого предложения будет поставлять грузы в Карабах – российские миротворцы или азербайджанская сторона. Совершенно понятно, что если азербайджанский «гуманитарный конвой» войдет в Степанакерт, он уже не выйдет оттуда», – считает эксперт.
Евросоюз выступает за прямой диалог Баку с карабахскими армянами, что должно послужить «росту доверия» между сторонами конфликта.
В заявлении МИД РФ сказано, что обвинять российскую сторону в невыполнении своих обязательств по обеспечению беспрепятственного функционирования Лачинского коридора не приходится. Ведь признание Арменией Карабаха частью Азербайджана «изменило основополагающие условия, при которых было подписано Заявление лидеров России, Азербайджана и Армении от 9 ноября 2020 года, а также положение размещенного в регионе российского миротворческого контингента». Поэтому в Москве полагают, что армянская сторона пытается переложить ответственность за судьбу карабахских армян на третьи страны. В связи с этим российский МИД призвал стороны незамедлительно приступить к подготовке мирного договора и выразил готовность организовать в Москве трехстороннюю встречу на уровне глав внешнеполитических ведомств, а также призвал Баку незамедлительно деблокировать Лачинский коридор.
Реакции официального Еревана на это заявление пока нет.
Любопытно, что с критикой выступили и в Азербайджане. В заявлении внешнеполитического ведомства страны, в частности, говорится, что позиция Москвы не соответствует декларации о союзническом взаимодействии между Азербайджаном и Россией и выступлениями президента России Владимира Путина в поддержку территориальной целостности и суверенитета Азербайджана, включая Карабахский регион: «Недопустимо, чтобы МИД РФ интерпретировал и обусловливал территориальную целостность и суверенитет Азербайджана в контексте того факта, что премьер-министр Армении, оккупировавшей наши территории почти 30 лет, признает Карабах частью Азербайджана».
Кроме этого в Баку считают, что Армения продолжает держать в Карабахе свои вооруженные подразделения при поддержке российских миротворцев. Ереван категорически опровергает подобные утверждения: в Карабахе находятся лишь силы местной Армии обороны.
Очевидно, Запад пытается перехватить контроль над миротворческим процессом, и это все больше беспокоит Москву. Шарль Мишель уже анонсировал возможность очередной многосторонней встречи в Брюсселе после летних каникул. Предполагается, что в ней также примут участие лидеры Франции и Германии. Таким образом, ЕС рассчитывает, что «самый всеобъемлющий и энергичный этап» в миротворческом процессе будет продолжен с прежней интенсивностью. О возможности встречи на высшем уровне в Москве пока сведений нет.