Страны Залива и Центральной Азии ранее провели встречу министров иностранных дел, а теперь организуют саммит. Фото с сайта www.mfa.uz
В Саудовской Аравии 18–19 июля состоится первый саммит глав государств «Центральная Азия + Совет сотрудничества арабских государств Персидского залива» (ССАГПЗ). Новый формат межрегионального сотрудничества создан для решения торгово-экономических и культурно-гуманитарных связей и упорядочения тех инвестиционных проектов, которые страны Залива реализуют в Центрально-Азиатском регионе.
Инициатором создания нового формата сотрудничества «ЦА+ССАГПЗ» стала Саудовская Аравия – самая большая страна в регионе Персидского залива и самая влиятельная в исламском мире, будучи колыбелью ислама и родиной Пророка. Именно религиозный фактор стал объединяющим в процессе установления странами Персидского залива политических, торгово-экономических и иных связей с государствами Центральной Азии.
Год назад в Эр-Рияде состоялась первая министерская встреча стратегического диалога «Совет сотрудничества арабских государств Залива – Центральная Азия», в которой приняли участие главы МИД стран Залива – Саудовской Аравии, Объединенных Арабских Эмиратов (ОАЭ), Кувейта, Бахрейна, Омана и Катара, а также Казахстана, Киргизии, Таджикистана, Узбекистана и Туркменистана. Участники министериала договорились активизировать сотрудничество по таким трекам, как восстановление цепочек поставок товаров, транспортных связей, утраченных в период пандемии; укрепление продовольственной, энергетической и водной безопасности; развитие зеленой энергетики; решение экологических проблем и последствий изменения климата; обмен передовым опытом во всех областях; разработка соответствующих торговых и инвестиционных механизмов. Как заметил министр иностранных дел Саудовской Аравии принц Фейсал бен Фархан, «области сотрудничества между нашими странами бесконечны».
Нынешний саммит на высшем уровне принимает финансовая столица Саудовской Аравии – Джидда. Как сказал «НГ» старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин, созываемый первый саммит «Центральная Азия + ССАГПЗ» – это попытка систематизировать взаимодействие и объединить проекты, реализуемые странами Залива в Центральной Азии, придав им институциональную форму.
Страны Залива активно инвестируют в Центральную Азию. К примеру, год назад в Джидде побывал президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, который получил не только многомиллионные инвестиции, но и поддержку самого крупного государственного суверенного инвестиционного фонда Саудовской Аравии, изъявившего желание работать с казахстанскими фондами «Самрук-Казына» и «НУХ Байтерек». Казахстанские эксперты назвали достигнутые договоренности шансом для Казахстана на получение понятных и интересных инвестиций, в которых так нуждается страна. Токаев, в свою очередь, пообещал долгосрочные поставки пшеницы, муки и масличных культур, которые ранее Саудовская Аравия покупала у Украины.
Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев, посетивший Саудовскую Аравию вслед за Токаевым в августе 2022 года, привез инвестиционных соглашений на 14 млрд долл., из них 12 млрд долл. предназначены для развития энергосектора.
Крупным инвестором в центральноазиатских странах считаются и ОАЭ. Как сказал «НГ» директор Центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиер Эргашев, например, в Узбекистан ОАЭ инвестируют больше, чем Саудовская Аравия. «В перспективе именно ОАЭ займет серьезное место среди инвесторов. Тем более что ОАЭ ведут переговоры с Евразийским экономическим союзом по соглашению о создании зоны свободной торговли. В регионе ОАЭ заняты в сельскохозяйственной сфере – производстве и переработке продовольствия, туризме, гостиничном бизнесе. В Узбекистане арабские бизнесмены активно инвестируют в сферу энергетики, в частности в строительство и установку возобновляемых источников энергии – ветряных и солнечных станций, теплоэлектроподстанций на газе», – отметил Эргашев.
Не менее активный инвестор в регионе Центральной Азии – Катар. В июне 2023 года эмир Катара шейх Тамим бин Хамад Аль Тани после посещения стран региона оставил за собой «инвестиционный шлейф». Узбекистану досталось более 12 млрд долл., направленных в энергетику, логистику и сельское хозяйство. Киргизии шейх пообещал сотрудничество в военной сфере. В Таджикистане, где все привлекательные проекты у Китая, открыл самую большую мечеть в регионе на 133 тыс. человек, в строительство которой Катар вложил 100 млн долл.
«В целом, если посмотреть на активность внешних игроков в Центральной Азии, можно констатировать, что геополитическое ралли крупных проектов в рамках формата «Центральная Азия плюс …» (Россия, США, Китай, ЕС, Япония, Южная Корея) продолжается. В данном случае мы наблюдаем новый формат. В качестве внешнего актора выступает конгломерат персидских государств – ССАГПЗ. Это будет первая встреча, на которой решат, проводить ли регулярные саммиты в будущем», – считает Станислав Притчин.
Эксперт отметил, что до начала первого саммита «ЦА–ССАГПЗ» единого подхода персидских монархий в отношении стран Центральной Азии не было. Каждое из государств действовало самостоятельно, в первую очередь строило культовые сооружения и реализовывало отдельные коммерческие проекты. «Есть инвестиционный пакет, который присутствует в странах региона. Но если сравнить его с объемом инвестиций, поступающих в Центральную Азию из других направлений, например Китая или России, то страны Персидского залива на данном этапе не совсем конкурентоспособны. Возможно, в этом и заключается основная задача – создать единый механизм, который усилит присутствие стран Персидского залива в регионе Центральной Азии», – полагает Притчин. По его словам, есть религиозная основа, которая сближает государства, и в целом есть база, но географическое удаление Центральной Азии от стран Залива играет против. Поэтому, подчеркнул эксперт, надо следить за развитием ситуации в дальнейшем.