Владимир Зеленский пообещал, что Украина выполнит все рекомендации ЕС. Фото с сайта www.president.gov.ua
Председатель Евросовета Шарль Мишель допустил возможность приема Украины в ЕС к 2030 году. Даже если Киев не выполнит определенные Брюсселем семь требований, по информации западных СМИ, на декабрьском саммите ЕС могут объявить о начале переговоров по вступлению Украины в евросообщество. Для руководства ЕС риторика о возможном присоединении Украины имеет имиджевое значение, отметили эксперты. Однако не исключено, что решение о начале переговоров по членству Украины в ЕС вскоре будет принято.
После встречи в понедельник глав МИД стран ЕС в Киеве и в преддверии неформального саммита Евросоюза в пятницу в Гранаде, в Испании, председатель Евросовета Шарль Мишель обнародовал новую порцию заявлений о перспективах вступления Украины в евросообщество.
Так, в интервью французскому еженедельнику Express он призвал «не бояться» вступления Украины в Евросоюз, указав, что все равно придется финансировать ее восстановление, и быстрее и проще это будет сделать, если страна войдет в общеевропейский рынок. При этом глава Евросовета отверг опасения относительно рисков для европейского агросектора. И напомнил, что на предстоящем в пятницу саммите ЕС в Гранаде предполагается начать обсуждение новой волны расширения еврообъединения.
В то же время в интервью немецкому изданию Der Spiegel Шарль Мишель допустил возможность приема Украины к 2030 году. По его словам, продемонстрированное украинской стороной сопротивление в борьбе против России показало, что «Украина принадлежит ЕС». «И уже в ближайшее время, а не когда-нибудь. В свою очередь, ЕС также докажет, что способен на геополитические действия», – указал председатель Евросовета. Хотя и оговорил, что присоединение Украины к Евросоюзу к указанному сроку, возможно, если она, как и другие страны-кандидаты, выполнит «домашнее задание».
Напомним, на саммите глав государств и правительств Евросоюза в июне 2022 года в Брюсселе Украине и Молдавии был предоставлен статус кандидатов на вступление в союз. В своих рекомендациях Еврокомиссия определила для Киева семь обязательных условий. В июне СМИ сообщили, что из семи пунктов реализованы лишь два. А в августе в украинском правительстве признали, что Киев вряд ли успеет выполнить все требования, однако предупредили, что переговоры о вступлении в ЕС должны стартовать в декабре. И как рассказало накануне американское издание Politico, Брюссель уже на декабрьском саммите готовится объявить о начале переговоров по вступлению Украины в ЕС. Комментируя вопрос о вступлении в ЕС после упомянутой встречи глав МИД стран ЕС в Киеве, президент Украины Владимир Зеленский лишь дежурно пообещал выполнить все рекомендации, а далее предпочел переключиться на сам ЕС. По его определению, уже в этом году Евросоюз должен начать переговоры. «Нужно соответствующее политическое решение от Европы. Этот интеграционный шаг вперед засвидетельствует, что Европа никогда не станет слабее», – подчеркнул Зеленский.
На таком фоне неизбежно возникало ощущение, что и в Евросоюзе, представители которого прежде всегда подтверждали необходимость выполнения Киевом предписанного «домашнего задания», теперь уже начали относиться к этому достаточно дежурно и фактически стали закрывать глаза на не сделанные Киевом уроки. Чтобы в таком же ускоренном режиме, в каком ранее предоставили Украине статус кандидата, далее объявить и о начале переговоров по вступлению украинского государства в ЕС. Но в таком случае не вознамерились ли в Брюсселе пойти дальше и также изменить собственные подходы во «вступительном вопросе»?
Думается, нормативные подходы в вопросе приема в ЕС не изменились, заметил «НГ» декан факультета мировой политики МГУ Андрей Сидоров. Как известно, уточнил он, для вступления в ЕС страна должна выполнить ряд определенных требований. Конечно, в Брюсселе могут изменить процедурные нормы, но для этого понадобится согласие всех членов ЕС. А его в настоящее время добиться практически невозможно. Причем не только из-за возражений известного противника расширения ЕС, вроде премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Кстати, во многом сегодняшние проблемы Евросоюза обусловлены тем, что он так и не смог полностью «переварить» прием десяти стран в 2004 году. Поскольку в их числе оказались государства, по уровню своего развития явно не дотягивавшие до других членов ЕС. А в дальнейшем и сам Евросоюз оказался в тупике, так как экономическая интеграция себя исчерпала, а назревшие политические преобразования евросообщества в Соединенные Штаты Европы не были предприняты. В таких условиях заявления о перспективах членства Украины в ЕС того же главы Евросовета Шарля Мишеля и других руководителей ЕС, чьи полномочия завершаются в следующем году, звучат все более риторически. Хотя для Киева, разумеется, важно, чтобы тезис о будущем членстве был как-то подтвержден после того, как на другой основополагающей идее о присоединении к НАТО в этом году уже был поставлен крест. Тогда как многие европейские политики сегодня очевидно не готовы взять на себя ответственность за поддержание жизни в украинском государстве, функционирование госаппарата которого, а также вооруженных сил, финансового и экономического сектора в значительной мере обеспечивается усилиями зарубежных партнеров. И тем более не готовы продать собственным избирателям идею последующего постоянного содержания Украины. В то время как разговоры об украинском светлом будущем в составе ЕС для них не обойдутся дорого, констатировал Сидоров.
К слову, о цене вопроса. По информации издания Financial Times, из внутренних оценок брюссельских чиновников следовало, что благодаря вступлению в ЕС Украина обретет право на получение примерно 186 млрд евро в течение семи лет. Но одновременно ряд государств – получателей средств ЕС будут вынуждены превратиться в плательщиков и к тому же столкнутся с дополнительными проблемами, например, в сельскохозяйственной отрасли, где еще не отшумел «зерновой конфликт» между Украиной и пятью соседними государствами ЕС – Польшей, Словакией, Венгрией, Болгарией и Румынией. Хотя осознают ли страны ЕС, выступающие в поддержку Украины и ее вступления, что и им за это придется заплатить?
По мнению Андрея Сидорова, те страны ЕС, что продолжают оставаться на дотациях ЕС и одновременно выступают застрельщиками в вопросе поддержки Украины, вероятно, рассчитывают, что еврогранды вроде Германии и Франции продолжат их содержать и далее. К тому же на сегодня они объявили себя передовым кордоном в противостоянии с Россией. Правда, у Польши здесь несколько иное положение. В Варшаве, изначально сделавшей ставку на Вашингтон, хотели бы командовать и упомянутым передовым кордоном, и даже Брюсселем, но при этом по-прежнему рассчитывают получать от него финансовую поддержку. «То есть всю экономическую проблематику, связанную с приемом Украины, там рассчитывают переадресовать Германии, а для себя оставить, например, защиту собственного сельского хозяйства», – подчеркнул эксперт. При этом решение о начале переговоров может быть принято. А далее такие переговоры способны продолжаться бесконечно, заключил декан факультета мировой политики МГУ.