Главы МИД стран Центральной Азии (в первом ряду) присоединились к «европейской семье». Фото с сайта www.consilium.europa.eu
Главы МИД стран Центральной Азии и ЕС на встрече в формате «5+27» в Люксембурге приняли «дорожную карту», в которой отмечена готовность сторон к расширению сотрудничества в энергетической сфере, добыче и переработке критического сырья, необходимого для стран ЕС, и т.п. По итогам заседания принято совместное коммюнике, в котором отмечена роль Казахстана в борьбе с обходом санкций против РФ. Следующее заседание министерской встречи в формате ЦА–ЕС запланировано в Узбекистане в 2024 году.
Министры иностранных дел стран ЦА и ЕС в таком формате встретились 23 октября впервые. Евросоюз, по словам главы внешнеполитического ведомства ЕС Жозепа Борреля, готов предложить странам региона партнерство, чтобы «превратить глобальные вызовы в совместные возможности».
Боррель подчеркнул стремление европейцев «вывести сотрудничество на новый уровень». Он сообщил, что Брюссель готов оказывать постоянную поддержку реформам в Казахстане, Киргизии, Таджикистане, Туркменистане и Узбекистане.
В ходе заседания была разработана «дорожная карта» в соответствии с ранее достигнутыми договоренностями. Напомним, что в июне 2023 года в Чолпон-Ате состоялась встреча на уровне президентов – главы Европейского совета Шарля Мишеля и стран Центральной Азии. «Министерская встреча подтвердила, что мы разделяем многие принципы международных отношений, в частности приверженность соблюдению Устава ООН, уважение независимости, суверенитета и территориальной целостности всех стран», – указал он.
Отдельным пакетом главы МИД обсудили санкции, введенные против России. ЕС проинформировал об 11 пакетах ограничительных мер, которые он принял на данный момент, и подчеркнул важность предотвращения обхода санкций, особо выделив Казахстан, который предпринимает усилия по прекращению реэкспорта общих высокоприоритетных товаров. Главы МИД стран ЦА договорились продолжить взаимодействие в этом направлении.
Напомним, что Казахстан на днях сообщил об ограничении экспорта в РФ 106 видов товаров в связи с санкциями Запада. По словам вице-министра торговли РК Кайрата Торебаева, это запчасти для дронов, специальная электроника, чипы, которые могут быть использованы в военных целях. Речь идет о продукции и казахстанских, и зарубежных производителей, отметил вице-министр.
Казахстану важно не потерять европейский рынок, на который он поставляет свои энергоресурсы, отсюда и заявления, что они будут выполнять санкционные ограничения. Дело в том, что Казахстан сейчас наращивает поставки нефти в страны Европы. Новым рынком становятся Хорватия и Италия. «С учетом того, что 70% экспорта казахстанской нефти идет в Евросоюз, Казахстан готов рассмотреть возможности расширения своего экспорта в ЕС и Хорватию. Руководству JANAF интересно расширение объемов экспорта казахстанской нефти потребителям в балканских и восточноевропейских странах через хорватский нефтепровод Адрия», – сообщил МИД Казахстана. Проектная пропускная способность нефтепровода Адрия составляет 34 млн т нефти в год, установленная – 20 млн т, из которых 40% идет на внутренний рынок Хорватии, а 60% – транзит в соседние страны.
Поставки казахстанской нефти в Италию выросли в первом квартале 2023 года до 38% от общего объема экспорта, в прошлом году доля была 28%. Доля экспорта казахстанской нефти во Францию выросла с 5 до 7%, в Румынию – с 4 до 7%. Поэтому Казахстан ни в коем случае не собирается ссориться с Западом, более того, не собирается давать им никаких причин для недовольства. Отсюда и заявление, что они будут выполнять санкционные условия и ограничивать определенные виды товаров, которые идут в Россию. При этом сотрудничество с Россией остается практически на прежнем уровне.
«Встреча глав МИД в Люксембурге и принятая «дорожная карта» не содержат в себе ничего нового, что говорило бы о каком-то изменении европейской политики в отношении Центральной Азии. Пафосные формулы о поддержке, о целях развития, о транспортных маршрутах и т.д. – все это уже было, все это уже говорилось и десятилетиями находится на достаточно слабом уровне. Евросоюз можно смело исключать из ряда основных внешних игроков в Центральной Азии. ЕС на втором-третьем уровне участников региональных процессов – после России, США, Китая, Турции, ОАЭ, Ирана, Кореи и дальше вниз. Если посмотреть все основные экономические показатели, за исключением экспорта в Европу казахстанских энергоносителей, то ЕС окажется в конце десятки ведущих игроков региона. Малозначителен ЕС и в политическом плане», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.
Энергоносители Казахстана – это отдельная статья, считает эксперт. Поскольку ряд корпораций, работающих в нефтегазовой сфере, лишь условно можно назвать европейскими. В большей степени они являются транснациональными, поэтому и экономическое сотрудничество также является условно европейским. И там просто идет выкачка ресурсов, в ответ нет ни особого предоставления технологий, ни стимулов развития для страны. «Поэтому Казахстан проводит и особую политику в рамках того, что сегодня волнует Евросоюз, а именно антироссийских санкций и недопущения их обхода со стороны региона. И, наверное, Казахстан похвалили, потому что казахстанская компрадорская элита очень заинтересована в том, чтобы продемонстрировать лояльность США и европейцам на фоне происходящего вокруг России, дабы сохранить свои активы, уже не только страны, а и активы конкретных представителей, конкретного большинства элиты Казахстана, которые, как правило, располагаются либо в западных офшорах, либо просто в европейских странах», – отметил Князев. По его мнению, это уже личная корыстная заинтересованность большой части казахстанской элиты. «Эта компрадорская элита должна быть довольна, что европейцы похвалили Казахстан в этом вопросе. Ну, а остальные будут вести себя так же, как вели остальные страны региона. Не политизируя вопрос, не особо афишируя, они будут делать то, что им практически выгодно. А выгодно работать с Россией, тем более учитывая, что Россия сегодня заинтересована во многих новых направлениях экономического взаимодействия, они будут получать свои выгоды. Особенно это относится к Узбекистану и, наверное, к Киргизии», – считает эксперт.