МИД Армении и Азербайджана Арарат Мирзоян и Джейхун Байрамов встретились в Тегеране. Фото Reuters
В Тегеране прошло второе заседание региональной платформы «3+3», в котором приняли участие главы МИД РФ, Армении, Азербайджана, Ирана и Турции. Встречу озаглавили «Поворот к миру, сотрудничеству и прогрессу на Южном Кавказе». Центральной частью переговоров стало урегулирование конфликта между Арменией и Азербайджаном.
В итоговом заявлении, опубликованном на сайте МИД Ирана, сказано, что министры приняли во внимание важность развития дружеских отношений между своими странами. Они подчеркнули, что споры надо решать мирным путем с учетом уважения территориальной целостности и политической независимости друг друга. Министры обменялись мнениями о ситуации в секторе Газа и призвали немедленно прекратить нападения на невинных гражданских лиц.
Открывая заседание, глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан завил, что подобные встречи могут помочь Южному Кавказу перейти от войн и конфликтов к периоду мира и процветания. «Мы поддерживаем мирные переговоры между Азербайджаном и Арменией и рассматриваем взаимное признание территориальной целостности двух стран как конструктивный шаг к достижению мирного соглашения, – сказал министр. – Аналогичным образом мы рассматриваем действия Армении по определению признания Нагорного Карабаха частью Азербайджана».
Вместе с тем он признал, что заключение крепкого мира между Баку и Ереваном невозможно без соблюдения нескольких требований. Прежде всего это уважение сторон к суверенитету друг друга. В том числе это значит, что они должны избегать программ и концепций, которые подразумевают территориальные претензии к соседу. Они должны отказаться от насилия в пользу языка мира, взаимного уважения и терпимости. А переговоры должны проходить без принуждения. В Тегеране считают, что это невозможно при посредничестве США и других стран Запада, которые разрушают региональную стабильность.
Хосейн Амир Абдоллахиан предложил коллегам разработать всеобъемлющую транспортную «дорожную карту» Южного Кавказа, включающую в себя реализацию проектов транспортных коридоров «Север–Юг» и «Восток–Запад». Он рассказал об идее создания единой региональной энергосети.
Глава МИД РФ Сергей Лавров заявил, что конфликт между Арменией и Азербайджаном по большому счету урегулирован. «Остаются практические шаги по полной нормализации отношений. Прежде всего по подготовке мирного договора, делимитации границ и налаживания транспортных, экономических связей без препятствий», – сказал министр. Он отметил, что участники переговоров выразили удовлетворение процессами нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, между Азербайджаном и Ираном, между Арменией и Турцией.
Обеспечить стабильность на Южном Кавказе можно после того, как Армения и Азербайджан подпишут всеобъемлющий мирный договор, отметил турецкий министр иностранных дел Хакан Фидан. Он выступил за мирное урегулирование проблем. «Радует тот факт, что препятствия на пути налаживания сотрудничества и дружбы в регионе устранены», – указал Фидан.
Его азербайджанский коллега Джейхун Байрамов начал выступление с того, что перечислил экономические выгоды от сотрудничества Баку с Ираном, РФ, Турцией и Грузией. По его словам, их партнерство содействует укреплению мира и стабильности в регионе. Министр не упомянул о «Зангезурском коридоре». Вместо этого он рассказал о дороге, которая должна связать Баку и Нахичевань через Иран.
В отношении Еревана Байрамов сказал, что открылись новые перспективы для нормализации отношений на основе взаимного признания и уважения суверенитета, территориальной целостности и неприкосновенности границ. «Мы ожидаем от Армении ответных шагов и конструктивного подхода для скорейшего решения вопросов в рамках мирного соглашения и надеемся, что уникальный шанс не будет упущен вновь», – заявил Байрамов.
«Есть очень сложные проблемы, есть история, и эти проблемы необходимо решать, иначе регион будет обречен навсегда остаться в прошлом, – сказал глава МИД Армении Арарат Мирзоян. – Решение существующих проблем может обеспечить атмосферу сотрудничества в регионе, что станет залогом его развития».
Представитель Еревана подчеркнул, что, если их не удастся решить, все планы на будущее провалятся. Чтобы не допустить этого, он предложил опираться на цели и принципы Устава ООН. Причем соблюдать их нужно не только в своих действиях, но и в заявлениях. «В условиях агрессивной риторики трудно представить создание благоприятной атмосферы, которая позволит реализовать амбициозные региональные проекты. Армения верна этим принципам», – заверил Мирзоян.
Договариваться о мире и сотрудничестве на Южном Кавказе в формате «3+3» в конце 2020 года предложили главы Азербайджана и Турции Ильхам Алиев и Реджеп Тайип Эрдоган. По их задумке, в диалоге должны принимать участие РФ, Азербайджан, Турция, Иран, Армения и Грузия. Однако Тбилиси отказался от предложения из-за сложных отношений с Москвой. Тем не менее название формата осталось прежним, а первая встреча в его рамках прошла 10 декабря 2021 года на уровне замминистров иностранных дел пяти стран. Третье заседание должно пройти в Турции в первом полугодии 2024-го.
Формирование региональной площадки, на которой кавказские республики и их соседи могут мирно обсудить имеющиеся проблемы, – важная задача, считает старший научный сотрудник Центра постсоветских исследований ИМЭМО РАН Станислав Притчин. «Идея создания подобной платформы витала в воздухе примерно с 2008 года. Долгое время этому мешал карабахский конфликт. Теперь, когда с принадлежностью региона определились, Армения может начать налаживать диалог с Азербайджаном и Турцией. Противоречия между Россией и Грузией все еще не разрешились, поэтому Тбилиси пока сторонится формата «3+3» и продолжает ориентироваться на евроинтеграцию», – сказал эксперт.
Притчин не ждет от этого переговорного трека заключения мирного договора между Ереваном и Баку, но отмечает, что они помогают наладить доверительный диалог, без которого подписание любых документов не будет иметь нужного эффекта. «Правда, одних только внешнеполитических заявлений недостаточно. Политикам в Армении и Азербайджане нужно изменить внутриполитическую риторику, то есть отказаться от рассуждений на тему реванша или дальнейшего наступления. Для этого нужна воля руководства этих стран, а не международные инструменты», – подчеркнул он.
Глава Института Кавказа Александр Искандарян констатировал развал Минской группы ОБСЕ на несколько площадок: российскую, европейскую и американскую. На каждой из них диалог между Баку и Ереваном идет не очень хорошо. В связи с этим Армения ищет еще какое-то место, где можно было бы обсудить ее проблемы с Азербайджаном. «Подходит любой формат, если он предполагает отказ от применения артиллерии и пулеметов в пользу разговора за столом», – подчеркнул Искандарян.
С ним согласен азербайджанский политолог Ильгар Велизаде. «На Южном Кавказе все хотят наладить мирный диалог и сформировать региональную систему безопасности, – полагает Велизаде. – При этом лучше встречаться на региональной платформе, чем в Евросоюзе или США, так как там наши республики не могут самостоятельно сформировать повестку».