Секретарь Совета нацбезопасности и обороны Украины Алексей Данилов считает, что Россия только пугает применением ядерного оружия. Фото Reuters
Секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины (СНБО) Алексей Данилов заявил, что произведенный на днях обстрел вблизи Хмельницкой АЭС, в котором Киев обвинил Россию, доказал необходимость скорейшего завершения военного конфликта. По его словам, это потребует максимальной помощи Вооруженным силам Украины (ВСУ). Представители Киева напрямую не могут признать, что ситуация приближается к опасной черте, и вынуждены облекать свои предупреждения в патриотическую обертку с призывами усилить поддержку ВСУ, отметили эксперты.
Секретарь СНБО Алексей Данилов прокомментировал сообщения о том, что предыдущей ночью район вблизи Хмельницкой АЭС был атакован российскими дронами. По его мнению, происшедшее послужило очередным напоминанием о том, что украинский военный конфликт следует поскорее закончить, но для этого нужна максимальная помощь ВСУ. В ходе того же телемарафона Алексей Данилов пообещал нарастить собственное производство боеприпасов, хотя и заметил, что здесь без помощи западных партнеров Украине невозможно обойтись. В связи с этим он также выразил уверенность, что назначение нового спикера Палаты представителей США Майкла Джонсона не повлияет на продолжение поставок американского вооружения для ВСУ. И попутно заверил в готовности Киева к отчетам за осуществленные поставки, за которые ранее высказался Джонсон.
Примечательно, что с похожими суждениями накануне выступил и президент Украины Владимир Зеленский. При этом он заявил, что наиболее вероятной мишенью для российских дронов была именно Хмельницкая атомная станция.
С чем можно согласиться, так это с тем, что продолжение военного конфликта приводит к дальнейшей эскалации и использованию все более нового вооружения, заметил «НГ» ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков. Притом что все большее количество прежних красных линий остается позади. В результате сегодня украинская сторона уже активно использует поставленные США кассетные боеприпасы. И если примерно полгода назад ее западные партнеры только рассуждали о вероятности поставок Киеву новейших танков, то теперь ведут подготовку к отправке также современных истребителей.
Понятно, если Запад продолжит втягиваться в конфликт на украинской территории, это грозит переходом к глобальному противостоянию, о чем в Москве давно предупреждали, уточнил Юшков. А в подобных обстоятельствах, продолжил он, и у энергетиков могли возникнуть опасения по поводу увеличения пределов допустимого также в действиях вокруг атомных электростанций. И хотя непосредственных ударов по ядерным реакторам они все же вряд ли ожидают, но обстрелов подстанций, сетей, инфраструктуры, видимо, не исключают. И возможно, представитель Киева тоже решил предупредить, мол, ситуация приближается к катастрофической черте.
«Понятно, он не мог высказать свою тревогу напрямую, чтобы его не обвинили в предательстве и желании перейти к переговорам о мире, когда их проведение официально запрещено в украинском государстве. А потому соответствующую обеспокоенность предпочли завернуть в обертку с патриотическими рассуждениями о необходимости наращивания помощи ВСУ», – допустил ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
В тот же день генеральный директор Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) Рафаэль Гросси также уточнил, что взрывы вблизи Хмельницкой атомной электростанции 25 октября подтвердили нестабильность ситуации с ядерной безопасностью на украинской территории в условиях продолжающегося военного конфликта. «Тот факт, что многочисленные окна на месте были выбиты, показывает, насколько близко это было. В следующий раз нам может не повезти», – предупредил Гросси. По его словам, которые приводит пресс-служба МАГАТЭ, эксперты агентства рассказали о двух громких взрывах, а впоследствии им сообщили, что два беспилотника РФ были сбиты на расстоянии примерно 5 и 20 км от объекта. При этом прямого воздействия дронов на площадку станции не наблюдалось и также взрывы не повлияли на работу АЭС или ее подключение к электросети. Однако ударная волна повредила окна нескольких зданий на площадке, в том числе в проходе к корпусу реактора, в корпусе специального оборудования и учебном центре.
Очевидно, наряду с прочим в процессе оценки также следовало бы прояснить, способен ли подрыв двух дронов породить ударную волну, которая нанесла бы ощутимые разрушения на расстоянии в 5 и тем более 20 км. На таком расстоянии, пояснил «НГ» военный эксперт и историк, директор Музея войск ПВО Юрий Кнутов, ударная волна не могла привести к таким последствиям, чтобы были выбиты стекла и повреждены фасады. Исходя из описания происшедшего, можно предположить, что дроны были сбиты на территории самой станции. Еще один вариант – что использовавшиеся против дронов украинские ракеты вновь не ушли в режим самоликвидации, а взорвались вблизи станции.
В любом случае произошедшее действительно показывает, что с ядерными объектами следует обращаться с большой осторожностью. В еще большей степени это касается Хмельницкой АЭС, относящейся к станциям предыдущего поколения, на которых реальные военные риски могут возникнуть и по причинам, прежде не считавшимся опасными, резюмировал Кнутов.
Между тем в начале текущего месяца руководитель Главного управления разведки (ГУР) Министерства обороны Украины Кирилл Буданов выступил с нашумевшим заявлением о том, что с августа 2022 года подразделения ГУР трижды атаковали другую, Запорожскую АЭС, расположенную близ города Энергодара, пытаясь освободить ее территорию из-под контроля РФ. После чего гендиректор МАГАТЭ Гросси напомнил в одном из интервью: ранее президент Зеленский лично заверил его, что украинские военные не станут атаковать и обстреливать Запорожскую АЭС во время заявленного контрнаступления ВСУ.