Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба считает главным начало переговоров с ЕС. Фото Reuters
Еврокомиссия в среду рекомендовала начать переговоры о вступлении Украины в Европейский союз. Еврочиновники рассказали журналистам о выполнении Киевом четырех условий из семи. Причем по двум ключевым вопросам – борьбе с коррупцией и обеспечению прав нацменьшинств – была продемонстрирована в основном формальная работа. В Киеве делали вид, что работали над указаниями Брюсселя, а в ЕС – что готовятся к приему Украины. Причем и глава украинского МИД Дмитрий Кулеба счел главным не выполнение критериев ЕС, а конечный результат в виде решения о начале переговоров по вступлению Украины в евросообщество.
По итогам презентации доклада Европейской комиссии по продвижению стран-претендентов было рекомендовано начать процесс переговоров по вступлению Украины в Евросоюз. В середине декабря соберется Европейский совет, и если Верховная рада Украины подтвердит свое согласие с принятым решением, оно будет одобрено и переговоры с Украиной стартуют. Хотя пока в отношении Киева сохраняется условие по продолжению еще не завершенной работы.
Основной прогресс был достигнут в сфере конституционного законодательства, реформирования системы отбора Высшего совета правосудия, реализации антикоррупционной программы, борьбы с отмыванием денег и сдерживанием олигархов, а также принятия нового закона о медиа и достижении подвижек в области защиты прав национальных меньшинств.
При этом западные СМИ еще накануне информировали, ссылаясь на источники в руководящих структурах ЕС, что Еврокомиссия считает полностью выполненными лишь четыре из семи критериев, которыми обуславливалось предоставление Украине статуса кандидата на вступление в евросообщество. В частности, в Брюсселе позитивно оценивалось внедрение Киевом законодательных мер по отбору судей Конституционного суда, а также завершение проверки добродетели кандидатов в члены Высшего совета юстиции и создание Высшей квалификационной комиссии судей. И кроме того, приведение законодательства в области борьбы с отмыванием средств в соответствие со стандартами FATF и одобрение стратегического плана реформ правоохранительного сектора. Также констатировалось приведение законодательства Украины в соответствие с директивой Евросоюза в медиасфере. Но одновременно указывалось на недостаточное усиление борьбы с коррупцией. В связи с чем предписывалось в том числе увеличить штатный состав Национального антикоррупционного бюро Украины (НАБУ), расширить полномочия Национального агентства по предотвращению коррупции (НАПК), а для ограничения влияния олигархов принять закон о лоббировании в соответствии со стандартами ЕС. И наряду с прочим рекомендовалось завершить реформирование законодательства по обеспечению прав нацменьшинств, с учетом замечаний рекомендаций Венецианской комиссии.
Как следовало из приведенного перечня, содержательно совпадавшего также с предварительными оценками самих киевских чиновников, все это никак не могло подразумевать вывод о реализации Украиной 90% требований Брюсселя, о чем в Брюсселе говорили ранее. Притом что в отношении той же антикоррупционной борьбы, к примеру, предписывались в основном достаточно формальные меры, не способные обеспечить значимых практических подвижек. Да, собственно, они и не были достигнуты. Что в частности подтвердил и опубликованный в среду комментарий вице-президента ICC Ukraine Дмитрия Алексеенко по обнародованным недавно результатам аналитического исследования Tax Hells 2023, в рамках которого Украина заняла четвертое место среди государств «Налогового ада». Такая оценка высветила реальную проблему, поскольку, в сравнении с европейскими странами, налоговая система Украины действительно выглядит как «адская», оговорил Алексеенко. По его словам, одной из главных причин создавшегося положения крупные, средние и отчасти малые предприниматели называли системную коррупцию в налоговых органах. Что проявлялось, в частности, в манипуляциях с возмещением НДС, приостановкой контрактов и другими аналогичными действиями налоговиков, весьма разрушительными для бизнеса, указал вице-президент ICC Ukraine.
Но в подобных обстоятельствах, когда предпочтение в Брюсселе скорее отдается демонстративным мерам, не приводящим к реальному отказу от коррупционных проявлений, на память неизбежно приходит известная еще с советских времен присказка о том, что одни делают вид, что работают, а другие – что достойно оплачивают их труд. Этот тезис представляется еще более правомерным с учетом сохраняющихся известных проблем в сфере обеспечения прав нацменьшинств. Так как тут усилия ЕС сосредоточились в основном на правах нацменьшинств, представляющих другие страны евросообщества, вроде Венгрии. Тогда как очевидное нарушение прав самой крупной многомиллионной русской национальной группы, которые не только игнорируются на практике, но даже не регламентируются украинским законодательством, в ЕС попросту не замечают.
В таких условиях, уточнил в комментарии «НГ» замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Евгений Семибратов, решение ЕК рекомендовать начать переговоры о вступлении Украины в ЕС представляется политическим жестом. Но реальные перспективы ее присоединения к евросообществу пока выглядят туманными. Очевидно, сами европейцы этого не слишком хотят. Так как понимают, что прием разрушенного военным конфликтом украинского государства, которое сегодня находится на внешнем содержании и самостоятельно не способно справиться с ключевыми проблемами, вроде той же коррупции, достигшей, судя по оценкам наблюдателей, настоящего апофеоза, чревато серьезными проблемами и трудностями для самого Евросоюза. Как показывает опыт с памятным дефолтом Греции, в свое время дорого обошедшимся Германии, в нынешних реалиях у ЕС просто может не хватить на это денег, заметил Семибратов. Причем тут стоит отметить, продолжил он, что в Москве не возражают против вступления Украины в ЕС. Для российской стороны важно сохранение украинского нейтралитета в военной сфере, резюмировал замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН.
Между тем Варшава назвала Киеву пункт, без выполнения которого Польша не поддержит вступление Украины в ЕС. Замглавы МИД Польши Павел Яблонский в эфире радио ZET заявил, что без решения вопроса об эксгумации останков поляков в Украине «Киеву нечего мечтать о вступлении в ЕС». Он добавил, что без этого не будет «долгосрочного примирения с Украиной». Яблонский не назвал это условием, но подчеркнул, что странам будет трудно сотрудничать, если между ними останется этот неразрешимый спор.
На днях представитель премьер-министра Венгрии Виктора Орбана сообщил журналистам, что Будапешт намерен заблокировать переговоры с Украиной по вступлению в ЕС из-за того, что представители венгерского нацменьшинства лишены возможности получить полноценное образование на родном языке в украинском государстве. В свою очередь, комментируя это заявление, Дмитрий Кулеба заверил, что уже проведена титаническая работа, в результате которой в ЕС был сформирован необходимый «политический баланс». «Но каждая страна будет пытаться разыграть эту ситуацию тем или иным способом в своих интересах», – объяснил министр иностранных дел Украины.