Юношей и девушек Белоруссии позвали на всенародную стройку. Фото с сайта www.sb.by
В Бресте дан старт Всебелорусской молодежной стройке. Начинается возведение Республиканского центра патриотического воспитания в Брестской крепости. В торжественном мероприятии приняло участие множество официальных лиц: от представителей руководства администрации президента до начальника Генерального штаба. Эксперты отмечают, что в Белоруссии идет борьба между двумя идентичностями – советской и европейской. И будущее страны зависит от того, удастся ли достичь между ними компромисса.
В Брестской крепости дали официальный старт строительству Республиканского центра патриотического воспитания молодежи. В торжественном открытии Всебелорусской молодежной стройки приняли участие заместитель главы администрации президента Игорь Луцкий, министр образования Андрей Иванец, первый заместитель министра обороны Виктор Гулевич, первый секретарь Центрального комитета Белорусского республиканского союза молодежи (БРСМ) Александр Лукьянов и другие официальные лица.
«Отрадно, что молодое поколение, молодые люди хотят и стремятся быть патриотами своей страны. Создание такого центра позволит нам воспитывать людей, которые будут с честью нести славу дедов и прадедов. Объект объявлен Всебелорусской молодежной стройкой. Но, я думаю, это стройка для всех граждан нашей страны, и приложить руку к этому объекту должны все белорусы», – уверенно заявил в своей речи Игорь Луцкий. И раскрыл свою мысль через впечатляющий образ: «Наш сбор – это только начало пути. Но мне бы хотелось, чтобы этот путь был не длинным. Чтобы мы всей страной, собравшись в единый кулак, сделали большую работу, которая позволит достойно воспитывать подрастающее поколение».
Первую трудовую путевку для работы на знаковом объекте получил стройотряд «Спадчына» Брестского государственного технического университета, который был признан лучшим студенческим отрядом на строительстве музея в Хатыни. И именно командир этого отряда Семен Люлькович обратился ранее к президенту Александру Лукашенко с просьбой объявить реализуемый в Бресте проект Всебелорусской молодежной стройкой.
И лексика участников, и подходы к возведению нового объекта не просто напоминают советские, но фактически являются их абсолютной калькой. Политологи и социологи задаются вопросом, почему именно в Белоруссии практики, казалось бы, ушедшей эпохи успешно возрождаются и культивируются. И даже день 7 ноября по-прежнему остается праздничным.
«Белорусский режим является самым просоветским на территории бывшего СССР. Здесь сохранились не только советские названия улиц, станций метро, памятников, но и официальная государственная символика. Чем объясняется столь странное явление?» – пишет политолог Валерий Карбалевич. И предлагает ответ: «Дело в том, что Беларусь в СССР была как бы витриной социализма. Промышленная революция в республике произошла в 1950–1970-е годы и привела к заметному повышению уровня благосостояния белорусов. Поэтому эти годы в жизни белорусского общества воспринимались белорусами как лучшие, а вовсе не время тоталитаризма и застоя».
Эксперт утверждает, что Белоруссия оказалось «антиперестроечной Вандеей». И большинство населения, и правящая элита не хотели распада советской системы и развала СССР и всячески сопротивлялись переменам. И феномен Александра Лукашенко объясняется именно тем, что он, ощущая эти тенденции, эффективно их использовал как во время президентских выборов 1994 года, когда пришел к власти, так и продолжает не просто им следовать, но и укреплять по сей день.
Но общество, разумеется, не является монолитным. И это особенно ярко проявилось во время протестов 2020 года. По мнению социолога, старшего исследователя Центра новых идей Геннадия Коршунова, единая белорусская идентичность не только не сложилась, но существуют и серьезные проблемы для ее формирования в будущем. Эксперт отмечает: «Наиболее частыми коннотациями подобных описаний белорусской идентичности являются «недостаточность», «отсталость», «слабость». Исторических причин этому много – от череды восстаний и войн (за последние два столетия в Беларуси мирно прожило только одно поколение) до полонизации и русификации белорусского населения».
Эксперт предлагает гипотезу, что весь исторический путь белорусского народа, находившегося на перекрестке очень разных влияний, и не предполагает некой единообразности.
Социолог резюмирует: «Если гипотеза об условно постмодернистском характере белорусской идентичности хотя бы частично верна, то, втягивая белорусскую идентичность в глобус ренессансно-советской поляризации, мы не столько что-то объясняем, сколько вводим в заблуждение себя и общество. И стоило бы не навязывать обществу теоретические схемы, а строить новые модели исходя из особенностей общества. Даже если они не вписываются в старые теории».