«Гератский диалог по безопасности» проходит уже в 11-й раз. Фото со страницы AISS в социальной сети X (Twitter)
В Душанбе 27–28 ноября проходит 11-й «Гератский диалог по безопасности». В нем участвуют афганские аналитики и государственные деятели, а также эксперты и дипломаты иностранных государств. На мероприятие пригласили представителей кабульской власти, без участия которых вопросов, связанных с развитием политической системы, стабилизацией гуманитарной ситуации, безопасностью Афганистана, не решить. Но никто из них не приехал.
В Душанбе приглашены представители всех политических групп Афганистана, в том числе представители власти – движение «Талибан» (запрещено в РФ), заявил на состоявшейся накануне пресс-конференции глава созданного в 2012 году в Герате Института стратегических исследований Афганистана Довуд Муродиён.
После прихода к власти талибов (запрещены в РФ) сотрудники института проживают в разных странах, а «Гератский диалог» вот уже второй год проводится в Таджикистане. В прошлом году участие в диалоге принимал лидер Фронта национального сопротивления Ахмад Масуд – младший, который подверг критике власть талибов за то, что за время их правления «Афганистан стал не только местом подготовки и вербовки региональных и международных террористов, но и большой тюрьмой для угнетенного афганского народа». Он настаивает на проведении всеобщих выборов, которые, по его мнению, способны вывести Афганистан из тяжелого кризиса. «Если талибы придут к власти в результате всеобщих выборов, я приму это без споров, потому что так решит народ», – сказал Ахмад Масуд.
Мнение талибов на сей счет известно. Они не считают всеобщие выборы благим делом и намерены править единолично, даже несмотря на то, что остаются непризнанными в мире. «Де-факто нет ни одной внешнеполитической силы, которая могла бы помешать правлению талибов. Мировое сообщество, уставшее от афганской проблематики, выбирает плохой мир вместо хорошей войны с «Талибаном», – считает доктор философских наук, главный научный сотрудник Института философии, политологии и права Национальной академии наук Таджикистана Рустам Хайдаров. Поэтому талибам ничто не мешает развивать экономические связи как с соседями, так и с региональными глобальными державами. Даже непримиримая позиция Таджикистана под давлением Москвы начала меняться. Минувшей весной делегация МИД Афганистана побывала в Хороге, где находится афганское консульство, а уже в сентябре на афганско-таджикской границе заработали совместные рынки. В летний период постсоветская республика экспортирует в Афганистан электроэнергию.
А вот с Пакистаном наметились проблемы: Исламабад с октября проводит депортацию афганских беженцев, у которых нет документов и права проживания в стране. По данным Агентства ООН по делам беженцев (УВКБ), около 400 тыс. человек в спешке и в страхе вернулись в Афганистан. «Массовое прибытие беженцев в Афганистан усугубляет продолжающийся гуманитарный кризис в этой стране. В условиях суровой зимы многие афганские репатрианты уязвимы, особенно женщины и дети. Они могут погибнуть, если останутся без надлежащего крова», – заявила представитель УВКБ в Пакистане Филиппа Кендлер.
Ситуация усугубилась после заявления премьер-министра Пакистана Анвара уль-Хак Какара, который заявил, что в Афганистане укрываются террористы, сообщил Sputnik Афганистан. «Бездействие Талибана в отношении роста террористических атак в Пакистане неприемлемо. Мы знаем, что террористическая организация Техрик-и Талибан Пакистан (ТТП) укрывается в Афганистане. Призываем администрацию Талибана принять срочные меры», – заявил Какар. Конфликт Исламабада и Кабула может помешать реализации проекта трубопровода Туркменистан–Афганистан–Пакистан–Индия (TAPI). На днях афганские власти подтвердили готовность начать работы по практической реализации проекта. В частности, пресс-секретарь Министерства горнодобывающей промышленности и нефти Хомаюн Афган на пресс-конференции в Кабуле заявил, что принято решение о выкупе земель вдоль трассы будущего газопровода. «В стране обеспечивается безопасность, и Кабул принял решение о приобретении земли для проекта TAPI», – цитирует Афгана новостной канал TOLOnews.
Однако такие актуальные вопросы, как строительство TAPI или гигантского ирригационного канала Куш-Тепа на трансграничной реке Амударье, в ходе «Гератского диалога по безопасности» не затрагиваются. Представители политических партий и этнических групп из Афганистана, а также аналитики, эксперты и дипломаты, всего около 120 человек из 25 стран мира, обсуждают вопросы развития демократии в Исламской Республике. Чиновники от Министерства информации и культуры Афганистана, которых пригласили на «Гератский диалог», в Таджикистан не приехали.
Доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев сказал «НГ», что разнообразных встреч, подобных «Гератскому диалогу», происходит много, особенно в западных странах, однако нет оснований говорить о том, что они имеют какое-то влияние на ситуацию в Афганистане. «Что можно говорить о «национальном диалоге» при той репрезентативности, в рамках которой проводится эта дискуссия, если даже сами организаторы представлены афганскими эмигрантами с британскими или, скажем, канадскими паспортами, давно оторванными от страны… Как и в случае с недавно прошедшей по инициативе партии «Справедливая Россия – за правду» конференцией в Москве, это не то мероприятие, которое сегодня необходимо, если действительно стремиться к урегулированию в Афганистане», – подчеркнул эксперт. Князев отметил, что движение талибов, находящееся у власти более двух лет, показывает отсутствие у всей этой пестрой зарубежной оппозиции какой-либо базы поддержки в самой стране, отсутствие какого-либо потенциала противостоянию движению талибов. «Нет этой поддержки и у тех малочисленных групп, которые пытаются вести на территории самого Афганистана некую вооруженную борьбу, которую вполне можно уже квалифицировать и как террористическую деятельность, несмотря на их лозунги о демократии и гендерном равенстве», – отметил эксперт.
По его мнению, нужно однозначно констатировать: альтернативы нахождению движения талибов у власти просто нет. Если действительно стремиться к урегулированию, такие конференции должны проводиться с участием реально действующих властей Афганистана и с целью консолидации афганского общества на какой-то компромиссной единой общенациональной платформе. Очевидно, что нахождение такого компромисса в обозримом будущем вряд ли вообще возможно, да и участниками его должны быть не эмигранты, находящиеся в постоянном поиске спонсоров для военной эскалации в Афганистане, а реальные представители разных социальных, региональных и этнических групп населения, отражающие интересы этих групп.
«До прихода к власти талибов действовавшие политические партии, включая и те, которые сейчас представлены на конференции в Душанбе, фактически монополизировали политическое пространство. Формирование же нового класса политиков, которые действовали бы в интересах регионов и этносов, – вопрос будущего. А мероприятия типа«Гератского диалога» – попытки поддержать в общественном мнении образы, которые бы свидетельствовали о существовании конструктивной оппозиции», – заключил Князев.