Председатель парламента Шалва Папуашвили: «Грузия – часть европейской семьи». Фото с сайта www.parliament.ge
В Брюсселе прошло заседание Совета министров иностранных дел ЕС и стран «Восточного партнерства». Евродипломаты хвалили Грузию за демократические реформы и европейские устремления. Ни у кого не было сомнений в том, что Тбилиси заслужил статус кандидата в члены ЕС. Между тем полтора года назад они считали совсем иначе, а грузинские власти с тех пор практически ничего не сделали.
«Хорошая новость заключается в том, что Грузия движется вперед к членству в ЕС. Все предложения комиссии были очень положительными. Призываю Грузию продолжать двигаться в этом направлении», – заявил глава европейской дипломатии Жозеп Боррель. Глава МИД Эстонии Маргус Цахкна сказал, что его республика, «естественно», поддерживает расширение Евросоюза, потому что без этого Таллин не был бы в европейской семье.
Его литовский коллега Габриэлюс Ландсбергис сообщил, что благодаря наделению Грузии статусом кандидата в ЕС «Восточное партнерство» эволюционирует и его члены станут ближе к Европе, чем когда-либо. «Я ожидаю, что Грузии будет предоставлен статус кандидата. Ясно, что не только народ хочет вступить в Евросоюз, но и власть четко указывает на это намерение», – сказал глава МИД Латвии Кришьянис Кариньш.
Глава финской дипломатии Элина Валтонен заявила, что Хельсинки – сторонник расширения Евросоюза. При этом она оценила переговоры с Грузией как «очень хорошие». Министр иностранных дел Чехии Ян Липавский сообщил, что наделение Тбилиси кандидатским статусом будет «своевременным» решением.
В ответ на это глава МИД Грузии Илья Дарчиашвили отметил, что его правительство все правильно делает, если у европейцев нет претензий к Тбилиси. «Заявления наших партнеров показывают, что мы последовательно реформируем страну, так что окончательное членство станет ощутимым очень скоро», – сказал Дарчиашвили.
В свою очередь, председатель парламента Грузии Шалва Папуашвили сказал, что 14–15 декабря ничто не помешает его стране услышать «историческую истину» о том, что она является частью европейской семьи. Кажется, с ним согласна британская газета The Times, которая назвала Тбилиси «вторым Берлином Европы» из-за местного вина и ночной жизни.
Между тем так было не всегда. Например, в феврале 2023 года генсек правящей партии «Грузинская мечта» Каха Каладзе заявил, что Евросоюз пытается шантажировать Тбилиси статусом кандидата. «Власти Грузии будут играть по грузинским правилам, действовать в интересах страны и народа, – подчеркнул политик. – Наше правительство все делало и делает на этом нелегком пути. Однако если с их стороны будет принято политическое решение об отказе в статусе кандидата, то пусть оставят его себе».
В мае он сказал, что ЕС не дал статус кандидата в 2022-м, потому что Тбилиси отказался вводить санкции против России и открывать «второй фронт». В ноябре Каладзе добавил к этому, что Брюссель рассчитывал на госпереворот в его стране.
Тем временем посол Евросоюза в Грузии Карл Харцель переживал, что в последние годы правительство замедлило проведение реформ и вообще движется не в ту сторону. Также западные СМИ сравнивали власти Грузии и Венгрии, ясно давая понять, что Европе не нужен еще один Виктор Орбан (венгерский премьер). Грузинская оппозиция использовала эти нарративы, чтобы выставить себя в качестве главных лоббистов евроинтеграции, однако осенью 2023-го эта стратегия провалилась.
Эксперт Финансового университета при правительстве России Шота Апхаидзе считает, что Запад пытался общаться с Грузией при помощи «кнута», но получил неожиданный для себя результат. «Тбилиси стал уходить из-под влияния ЕС и США. Грузинские власти начали публично перечить западным партнерам, чего прежде никогда не было. В результате Брюссель испугался потерять страну и сменил гнев на милость», – сказал Апхаидзе.
«Положительное решение должно было быть принято еще год назад, но этого не произошло из-за желания некоторых представителей Евросоюза наказать Грузию за отсутствие фанатичного настроя против России», – согласен основатель фонда SIKHA Initiative Арчил Сихарулидзе. «Однако ожидания народного восстания против правительства не оправдали себя. Наоборот, большинство грузин восприняли новость об отказе в статусе кандидата как оскорбление, потому что они считают, что в плане развития демократии ушли намного дальше Молдавии и Украины. За прошедшее с тех пор время ничего не изменилось», – отметил эксперт.
Вместе с тем Сихарулидзе полагает, что вступление Грузии в ЕС произойдет очень не скоро. Во-первых, сам Евросоюз не хочет расширяться. Во-вторых, Тбилиси не готов к этому ни на политическом, ни на экономическом уровне. «Цель Грузии – стать полноценным членом ЕС с успешной экономикой и политической системой, а не одной из его беднейших стран», – пояснил политолог.