Никол Пашинян (справа) на встрече представителей государств, не имеющих выхода к морю, отметил необходимость подписания мирного договора с Баку. Фото с сайта www.primeminister.am
Президент России Владимир Путин, подводя итоги 2023 года, заявил, что не в интересах Армении выходить из СНГ, Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ )и Евразийского экономического союза (ЕАЭС). При этом он надеется, что армянский лидер Никол Пашинян отсутствует на общих мероприятиях из-за «некоторых процессов в Армении», а не нежелания продолжать совместную работу. Также Путин отметил, что Россию заранее не информировали о решении Еревана признать Карабах частью Азербайджана. Между тем накануне две республики Южного Кавказа, в том числе при посредничестве стран Запада смогли добиться значимого прогресса в налаживании отношений.
Власти Армении и Азербайджана обменялись военнопленными: Ереван освободил двух азербайджанцев, а Баку – 32 армян. Таким образом, стороны в полной мере выполнили договоренности, которые они взяли на себя 7 декабря, провозгласив при этом, что видят историческую возможность заключить мир на основе уважения суверенитета друг друга. В четверг в ходе стартовавшей в Ереване министерской встречи развивающихся стран, не имеющих выхода к морю, премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил, что считает реальным подписание мирного договора с Азербайджаном в ближайшем будущем. «Если Азербайджан не откажется от согласованных договоренностей и принципов, то подписание с Азербайджаном мирного договора в ближайшем будущем становится очень реалистичным», – сказал он. И добавил, что Армения подтверждает приверженность достигнутым договоренностям.
Кроме того, глава МИД Армении Арарат Мирзоян рассказал, что Ереван и Баку обсуждают возможность отвода войск от армяно-азербайджанской границы. Дипломат надеется, что это может стать еще одним шагом к построению взаимного доверия. «Мы несколько раз говорили, что большая часть работы по договору проделана и сейчас нам нужно встретиться, достичь окончательной договоренности по значительным вопросам», – сказал Мирзоян.
В Армении не исключают, что документ может быть подписан до конца 2023 года. «Мы готовы подписать соглашение даже до конца декабря, а если не получается, то подписать мирный договор в максимально сжатые сроки», – заявил секретарь Совбеза Армении Армен Григорян. С ним согласен глава постоянной парламентской комиссии по внешним связям Саргис Ханданян. По словам депутата правящей фракции «Гражданский договор», если все принципиальные вопросы, поднятые Арменией, найдут свое место в мирном соглашении, подписание станет лишь технической формальностью.
Впрочем, посол Армении по особым поручениям Эдмон Марукян заявил, что пока мирный договор с Азербайджаном не готов к подписанию. Его окончательный проект может быть согласован в январе на встрече глав МИД республик в США. «Складывается ошибочное впечатление, что если переговоры идут в США, Брюсселе или Москве, то они являются гарантом, но это не так. Механизм гарантий должен быть документально оформлен, в нем должны быть указаны все условия в случае возникновения спора между сторонами», – сказал Марукян.
Вместе с тем, отвечая на вопрос журналистов, как Ереван относится к предложению Москвы организовать переговоры на ее территории, Ханданян сказал, что предпочтительнее было бы договариваться на западных площадках. Политик подчеркнул, что несколько последних раундов в Брюсселе были продуктивными, поэтому нужно сохранять преемственность и не возвращаться к нулевой точке. Однако он оговорился, что главной задачей все-таки является достижение мира с Азербайджаном, а выбор платформы и формата – второстепенные вопросы.
Глава Европейского совета Шарль Мишель разделил эту позицию: «Несколько дней назад стало возможным совместное заявление Армении и Азербайджана – отчасти благодаря и нашей помощи. Но, на наш взгляд, самое важное – результат, а не место встречи, поскольку для людей, живущих в Армении, Азербайджане, и для нас мир, безопасность и процветание имеют первостепенное значение».
Несмотря на это, опрошенные «НГ» эксперты считают, что по сравнению с 2020 годом актуальность московской площадки для урегулирования армяно-азербайджанского конфликта сократилась. «Прежде всего значительно сократилось влияние России на Армению. Ереван фактически приостановил свое участие в ОДКБ, поставил под сомнение эффективность работы миротворцев в Карабахе и активизировал сотрудничество с западными партнерами», – сказал заведующий отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ Владимир Евсеев. «С Азербайджаном тоже все сложно. По слухам, Баку поставляет Киеву 122-миллиметровые снаряды. Насколько это соответствует истине, трудно сказать, но проверить нужно», – сказал эксперт.
При этом влияние Москвы уменьшилось, но не исчезло, подчеркивает Евсеев, поэтому полностью отказываться от ее услуг не будут. Например, по итогам 2022-го торговый оборот между Россией и Арменией был больше, чем между Россией и Ираном: 5 млрд долл. и 4,6 млрд соответственно.
«С 2020 года у московской переговорной площадки появились конкуренты в лице Вашингтона и Брюсселя. Кроме того, представители Армении и Азербайджана встречаются на границе вообще без посредников. Но главная проблема не в формате, а в том, что пока не очень получается сблизить позиции сторон», – объяснил глава Института Кавказа Александр Искандарян.
Обмен пленными – это первый за долгое время шаг Армении и Азербайджана навстречу друг к другу, считает эксперт. Власти Азербайджана утверждают, что решение об обмене пленными было достигнуто без всякого посредничества, но политолог, докторант Карлова университета Бахруз Самадов считает иначе. «Накануне совместного заявления в Баку прилетел помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Джеймса О’Брайена… Видимо, он смог убедить президента Азербайджана Ильхама Алиева освободить пленных. Напомню, до недавнего времени азербайджанские власти отказывались освобождать этих людей, так как они попали в плен после подписания трехстороннего заявления 9 ноября 2020-го. Как бы там ни было, это позитивный шаг», – заявил Самадов. В целом, по его мнению, мирный договор может быть подписан в начале 2024-го. Ранее главным препятствием, по словам Самадова, было существование самопровозглашенной Нагорно-Карабахской республики.