Герман Галущенко: американское оборудование позволит АЭС работать даже в случае блэкаута. Фото с сайта www.mev.gov.ua
Руководители украинского «Энергоатома» и американской Westinghouse Electric Company подписали соглашение по закупке оборудования для энергоблока Хмельницкой АЭС. По словам министра энергетики Украины Германа Галущенко, оно позволит поддержать системы безопасности АЭС даже в случае блэкаутов без дополнительного питания. Ранее также сообщалось о переводе украинских атомных станций на топливо из Соединенных Штатов. Видимо, в Киеве также рассчитывают и оплату перехода Украины на американский атом переложить на западных спонсоров, уточнили эксперты.
Президент украинского ГП «НАЭК «Энергоатом» Петр Котин и главный исполнительный директор Westinghouse Electric Company Патрик Фрагман подписали накануне соглашение о закупке оборудования для энергоблока № 5 Хмельницкой АЭС.
Получение этого оборудования имеет важное значение для украинской энергосистемы, поскольку фактическая мощность блоков АР1000 достигает 1100 МВт, а у самых мощных атомных блоков Украины составляет 1000 МВт, сказал Котин. И подчеркнул, что достигнутые договоренности стали важным этапом процесса, начатого еще в 2021 году во время визита в США президента Украины Владимира Зеленского.
Как напомнили в украинском Минэнерго, в ноябре 2021 года «Энергоатом» и Westinghouse подписали два соглашения о сотрудничестве с целью реализации пилотного проекта по строительству энергоблоков АР1000 на площадке Хмельницкой АЭС. В январе 2023 года украинский кабмин согласовал предложения по разработке ТЭО строительства ядерной установки с применением технических характеристик реакторной установки типа АР1000. Планируется, что всего на украинских АЭС будет сооружено девять энергоблоков по технологии АР1000. Первые два из них предполагается построить на площадке Хмельницкой АЭС.
В свою очередь, Патрик Фрагман заверил при подписании упомянутых документов, что технология АР1000 является одной из самых перспективных в мире. «Таких реакторов не было в Украине, их нет на постсоветском пространстве, пока нет в Европе. Это одна из самых прогрессивных технологий в атомной энергетике, которая дает возможность поддерживать системы безопасности атомных станций даже в случае блэкаутов и отсутствия дизель-генераторов или других систем питания», – заявил министр энергетики Украины Герман Галущенко. По его определению, новое оборудование из США обеспечит ренессанс украинской энергетики. Кроме того, осуществляя новые договоренности, Украина продолжает реализовывать курс на полный отход от советско-российских технологий в атомной энергетике и усиливает сотрудничество в этом направлении с американскими партнерами, объяснил министр.
В ноябре в ходе встреч с сенаторами США в Вашингтоне Галущенко также отметил необходимость введения санкций против Росатома и лишения его монопольных возможностей в данной сфере. Этому была призвана поспособствовать и впервые произведенная украинскими энергетиками в сентябре 2023 года загрузка ядерного топлива Westinghouse в реактор ВВЭР-440 Ровенской АЭС. Как разъяснялось, американское топливо будет работать в активной зоне реактора наряду с российским с последующим его полным замещением. Запустить проект эксплуатации топлива Westinghouse предусматривалось в 2025 году, но после начала специальной военной операции РФ в феврале 2022 года удалось существенно сократить сроки производства данного топлива в Швеции. В итоге «Энергоатом» стал первой в мире энергогенерирующей компанией, которая эксплуатирует реакторы советского дизайна, но реализует проект по диверсификации ядерного топлива для реакторов типа ВВЭР-1000 и ВВЭР-440, указали в профильном ведомстве.
Впрочем, пока ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности и Финансового университета при правительстве РФ Игорь Юшков не без скепсиса оценил заявленные планы по победительному продвижению американского атома на украинской территории. Как он напомнил, обычно все атомные электростанции требуют резервного питания для обеспечения системы охлаждения. И пока не проходила информация о том, что американцы придумали такие технологии, которые обеспечивали бы работу энергоблоков без выделения тепла, также являющегося ее сутью. Видимо, здесь присутствовало какое-то преувеличение относительно небывалой технической мощи названного оборудования, предположил Юшков. К тому же, продолжил он, из озвученных заявлений пока не вполне понятно: предстоит ли американским партнерам построить энергоблоки «под ключ» или лишь поставить новое оборудование на старые блоки.
Как известно, пояснил «НГ» Юшков, украинские АЭС в значительной мере устарели. Особенно это касалось станции в Ровно, реакторы которой предполагалось вывести из эксплуатации еще в 2022–2023 годах, но затем ее ресурс продлили до 30-х годов. Вероятно, Westinghouse поставит Киеву оборудование, которое поможет поддержать энергосистему, чтобы она не «полетела» в военных условиях. Ведь если сейчас выпадут также какие-то атомные блоки, объемы энергодефицита по стране еще больше возрастут. Итак, украинская сторона ежесуточно импортирует до 300 МВт. Притом что порядка 60% украинской электроэнергии производится именно на АЭС. А остальное добирается за счет ТЭС. Но при уже имеющихся станциях стоимость энергии, вырабатываемой на атоме, оказывается гораздо более дешевой, уточнил эксперт.
В то же время, подтвердил он, для США Украина представляется довольно крупным игроком, поскольку под контролем Киева осталось достаточно много энергоблоков (даже без контролируемой сегодня Россией Запорожской АЭС). Понятно, что и для американской, и украинской стороны (которая в текущих обстоятельствах не заинтересована в сотрудничестве с Росатомом) было бы выгодно обеспечить перевод местных атомных станций на топливо из США. Хотя это может потребовать также неких доработок и дополнительных издержек. Но не исключено, что осуществить задуманное украинские власти тоже надеются за счет западных кредиторов. Их, видимо, постараются запугать наличием неких ядерных российских угроз, попутно заверив в том, что вся необходимая подготовка к анонсированным усовершенствованиям, призванным гарантировать общую безопасность, уже завершена. А далее ключевой вопрос будет заключаться в том, сколько удастся набрать денег и на что их хватит – только на ремонтные работы или же чтобы реально что-то новое построить, констатировал ведущий аналитик Фонда национальной энергетической безопасности.
Следует отметить, что в условиях наметившихся затруднений с внешней финансовой поддержкой Киева, на фоне проваленного контрнаступления ВСУ проблема издержек и чрезмерных затрат украинских чиновников представляется все более актуальной. Кстати, в октябре киевские СМИ опубликовали сообщения о том, что «Энергоатом» снова взялся построить цех в Южноукраинске по ценам, значительно превышающим рыночные. Как уточнялось, обособленное подразделение «Атомэнергомаш» госпредприятия «НАЭК «Энергоатом» 17 октября по результатам тендера заключило соглашение с ООО «Альянс» по сооружению промышленного здания в Южноукраинске Николаевской области общей стоимостью 89 млн грн (1 грн – 2,44 руб.). При этом, в частности, расценки на бетон В30 М400 достигли 7 220 грн/куб. м, хотя другие производители на рынке предлагали его на 40–45% дешевле. А сталь периодического профиля класса А-III закладывалась по 56 687–71 087 грн/т, тогда как в «Укрэнерго» такая же сталь шла по цене 36 570 грн/т, то есть в 1,5–2 раза дешевле. И даже прожекторы LMP96–52 LED 50w 6500K IP65 7000LM в смете учли по 1275 грн за штуку, в то время как они продавались на рынке по 721 грн, рассказали журналисты.
Похоже, коррупция в значительной мере распространилась на украинскую энергетику, подтвердил Игорь Юшков. В результате, добавил он, значительная доля тех средств, что ранее были выделены на восстановление украинской инфраструктуры после российских ударов в 2022 году, бесследно исчезли.