Михаил Саакашвили пытается сплотить оппозицию онлайн. Фото Reuters
В четверг, в день своего 56-летия, экс-президент Грузии Михаил Саакашвили заявил, что считает себя солдатом, который пройдет столько, сколько нужно для победы каждого грузина. По словам опального политика, он испытывает боль от того, что сегодня происходит с его страной, поэтому в 2021-м он вернулся на родину, зная о неминуемом аресте. Между тем далеко не все представители оппозиции готовы объединить с ним усилия в борьбе за власть.
Накануне, выступая в суде по видеомосту с больничной койки, Саакашвили призвал оппозицию объединиться, чтобы победить «Грузинскую мечту» на парламентских выборах. По его словам, правительство запугивает грузин тем, что в случае смены власти страну якобы ждут тяжелые потрясения, но на самом деле все будет с точностью до наоборот. Например, Саакашвили пообещал вступить в Евросоюз всего за четыре года.
Для координации действий оппозиционных сил политик предложил создать «комитет единства» – постоянный совещательный орган противников режима, в который войдут 20–25 человек. Вместе они будут обсуждать стратегию и тактику борьбы с «Грузинской мечтой». «Это будет место для быстрого реагирования и диалога», – подчеркнул Саакашвили.
Инициативу поддержали в «Едином национальном движении» и «Стратегии Агмашенебели». Однако в этом нет ничего удивительного. Во-первых, Саакашвили – неформальный лидер ЕНД. Во-вторых, еще в июле эти партии договорились о создании «платформы победы». Правда, по оценкам Международного республиканского института США (IRI), в ноябре их поддерживали всего 16% избирателей. Тогда же Edison Research оценил количество их сторонников в 21% избирателей.
«Я знал об инициативе Саакашвили», – сказал лидер «Стратегии Агмашенебели» Георгий Вашадзе. «Все, кто увидит себя в комитете, будут абсолютно услышаны, мы к этому готовы», – заметил он.
Однако лидеры других политических сил скептически восприняли предложение. Так, член партии «За Грузию» (4–9% поддержки избирателей, по оценкам IRI и Edison Research) Михаил Даушвили назвал идею экс-президента легкомысленной и смехотворной. Вместе с тем он посоветовал ЕНД «спуститься на землю» и осознать, что их партия – пережиток прошлого. «Саакашвили должен посмотреть на свою партию, которая стала позорной. Оппозиция, которая будет участвовать в этом спектакле сознательно или играя роль полезного идиота, протянет руку помощи и поможет правительству «Мечты», – поддержала однопартийца депутат Анна Бучукури.
Партия «Лело» (2–5%) тоже отказалась поддержать предложение Саакашвили. Генсек организации Ираклий Купрадзе сообщил, что населению Грузии не нужно искусственное единство оппозиции. Вместо этого представитель «Лело» посчитал необходимым бороться с политической поляризацией в обществе. Примечательно, что в конце ноября Саакашвили пытался подружиться с «Лело». В частности, он полностью поддержал концепцию партии по борьбе с российским влиянием (введение визового режима с Россией, запрет на покупку россиянами недвижимости и тому подобное).
Лидер партии «Гирчи» (3–4%) Яго Хвичия заявил, что готов принять предложение Саакашвили, если в комитете будут обсуждать то, какое будущее должно быть у Грузии. В этом случае «Гирчи» готова предложить кого-нибудь на роль председателя совещательного органа, потому что ее кандидаты «самые лучшие». Если же проект задуман как площадка для дебатов, то партии это неинтересно.
Зато предложение создать «комитет единства» понравилось члену «Грузинской мечты» (25–37%), депутату Ираклию Заркуа. Он очень рад, что Саакашвили выздоровел и брызжет идеями. По его словам, все «неудачники» должны прислушаться к своему лидеру и собраться в одном месте.
Тем временем в первой половине декабря социологи из американского Национального демократического института (NDI) опубликовали доклад, согласно которому 62% грузин считают, что ни одна из партий не защищает их интересы. В том числе так думал каждый пятый избиратель «Грузинской мечты» и каждый второй сторонник оппозиции. Кроме того, 53% респондентов были уверены, что депутаты, принимая решения, не обращают внимания на таких людей, как они.
Основатель фонда SIKHA Initiative Арчил Сихарулидзе отметил, что скорее всего предложение Саакашвили провалится, так как для многих он ассоциируется с прошлым. Для одних оно успешное, для других нет.
Также другие более мелкие партии боятся, что ЕНД может их проглотить. К тому же есть понимание того, что партия Саакашвили никогда не сможет победить «Грузинскую мечту». «Пока ЕНД будет позиционировать себя в качестве альтернативы этой партии, она будет проигрывать, – заявил Сихуралидзе. – В связи с этим другие партии стараются разорвать цепь, связывающую ЕНД и «Мечту», и объединиться вокруг других идей».
Грузинский политолог Ника Читадзе говорит, что, если оппозиционные партии хотят победить «Грузинскую мечту», им нужно координировать свои действия. «В том числе это будет важно при формировании коалиционного правительства. Если они заранее договорятся о сотрудничестве, удастся избежать вакуума власти. К тому же избиратели смогут увидеть, из кого оппозиция хочет формировать новый кабинет министров», – сказал политолог. При этом Читадзе признал, что не все партии согласятся на ведущую роль Саакашвили в этом комитете. Главная причина этого – высокий антирейтинг экс-президента.
«Никто не будет объединяться, потому что так сказал Саакашвили», – считает эксперт Финансового университета при правительстве России Шота Апхаидзе. «Даже в ЕНД не все хотят видеть его своим главой. Призывая к объединению, Саакашвили прежде всего пытается поднять свой авторитет. Но он больше не воспринимается в качестве национального лидера», – отметил он.