Министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадыр Уралоглу заявил, что Зангезурский коридор будет построен. Фото со страницы Абдулкадыра Уралоглу в социальной сети X (Twitter)
Министр транспорта и инфраструктуры Турции Абдулкадыр Уралоглу заявил, что его страна надеется на реализацию проекта «Зангезурский коридор» к 2029 году. По словам чиновника, азербайджанская часть пути почти построена, в Турции работы начнут в 2024-м. В Армении процесс не начался, но Уралоглу утверждает, что со стороны Никола Пашиняна звучали «положительные сигналы».
Чиновник подчеркнул, что армянский участок коридора составит 43 км. Благодаря ему Турция получит прямой выход к странам «тюркского мира». Министр упомянул об иранском маршруте в обход Армении, но зангезурский проект все-таки более привлекателен. Примечательно, что 3 января представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков заявил, что Баку надеется скоро провести переговоры с Ереваном по проекту мирного договора.
Составной частью диалога должно стать обсуждение открытия транспортных коммуникаций между странами. Отметим, что в январе в США должна состояться встреча глав МИД Армении и Азербайджана.
«Основной трек переговоров – это согласование текста мирного соглашения. В нем обозначены все основные параметры будущего мира, включая и восстановление коммуникаций. Помимо основного трека есть еще два – открытие коммуникаций, а также делимитация с последующей демаркацией государственной границы между Азербайджаном и Арменией», – сказал Амирбеков.
В частности, он упомянул о Зангезурском коридоре, по которому граждане Азербайджана смогут ездить из Баку в Нахичевань и обратно. Кроме того, в декабре замминистра торговли Турции Озгюр Волкан Агар рассказал, что коридор позволит серьезно увеличить торговый оборот между его страной и Азербайджаном.
Тем не менее официальная позиция Азербайджана к концу 2023 года сводилась к тому, что если Ереван не хочет открывать коридор, то Баку проложит альтернативный маршрут через Иран. При этом Армения так и будет оставаться в блокаде, в которую сама себя загнала.
«Мы ждали, а нас обвиняли в том, что мы возьмем его силой. Я уже устал говорить, что у нас нет такого намерения. И тогда нам пришлось искать другой вариант. Нам необходимо иметь эти связи с Нахчываном, а оттуда – через Нахчыван – с Турцией. Итак, мы договорились с иранской стороной о строительстве обходной дороги. И да, это будет стоить дороже, но это альтернатива, и строительство уже началось», – заявил президент Ильхам Алиев. «Армения теряет очень многое... Это будет международный транспортный коридор. Большое количество грузов будет поступать из Средней Азии. Мы ожидаем поступления большого объема грузов из Китая. Получается, что Армения лишила себя этого, а также возможности открыть все другие линии коммуникаций с Азербайджаном», – отметил глава Азербайджана.
Вместе с тем Алиев настаивает, что в случае открытия Зангезурского коридора он должен восприниматься как дорога из Азербайджана в Азербайджан. Он сравнивает Зангезурский коридор с калининградским железнодорожным сообщением. По его словам, это значит, что не должно быть никаких таможенных пошлин, проверок и пограничной охраны. Правда, возникает вопрос, как в этом случае Армения сможет приобщиться к амбициозному проекту кавказского хаба, если сначала товары из Китая попадут в Баку, затем «из Азербайджана в Азербайджан», а оттуда в Турцию.
«Слова Ильхама Алиева фактически означают, что Азербайджан и поддерживающая его Турция не отказались от планов по Зангезурскому коридору. При этом раскручивание темы дороги через Иран было способом надавить на Армению», – считает руководитель Аналитического центра стратегических исследований и инициатив (АЦСИИ) Айк Халатян. «Коридор имеет стратегическое значение для Баку и Анкары, потому что позволит им закрепить за собой лидирующую роль на Южном Кавказе и расширить влияние на Центральную Азию», – подчеркнул эксперт.
По его словам, страны Запада тоже могут быть заинтересованы в этом проекте. Несмотря на проблемы в отношениях между Турцией и США, они все-таки остаются союзниками. «В борьбе за Южный Кавказ и Центральную Азию Вашингтон будет поддерживать Анкару, так как ее успехи приведут к сокращению влияния России, Ирана и Китая в этих регионах. Американские власти называют эти страны своими главными геополитическими противниками», – подчеркнул Халатян.
Также он думает, что Армения может что-то выиграть от разблокировки всех коммуникаций с Азербайджаном и Турцией при сохранении контроля за дорогами. Но в том плане, который продвигают Баку и Анкара, для Еревана нет никакой выгоды, зато есть серьезные угрозы для безопасности. «Нужно, чтобы у Армении на границе с Азербайджаном были такие же права, как и на границе с Ираном. Никто не должен ставить под сомнение ее право на таможенный контроль. Так называемый Зангезурский коридор будет идти не из Азербайджана в Азербайджан, как говорит Алиев, а из Азербайджана в Азербайджан по территории Армении», – отметил Халатян. В качестве сравнения он привел опыт транзита армянских товаров в Россию. Обе страны находятся в Евразийском экономическом союзе, в рамках которого нет таможенных сборов, но Армения все равно платит Грузии за транзит своих грузов.
«К 2029 году будет закончен маршрут через Иран. Если Армения хочет, она может отремонтировать железную дорогу в Сюникской области, но она станет как бы дополнением к иранскому направлению», – заявил «НГ» азербайджанский политолог Ильгар Велизаде.
Также он отметил, что Баку и Ереван по-разному воспринимают тему коридора. Армянская сторона видит его в связке с общим разблокированием коммуникаций, а азербайджанская считает коридор отдельной темой. «Специфика перевозки товаров по Зангезурскому коридору должна отличаться от транзита по армянской территории. Это сквозной участок дороги протяженностью чуть более 40 км. Скоростной поезд преодолеет его примерно за 10 минут. Проверка вагонов займет больше времени, чем сама поездка, и это при том, что в Армении ничего выгружать не будут», – сказал Велизаде.
Вместе с тем политолог сообщил, что Азербайджану прежде всего интересен Зангезурский коридор, а не разблокирование остальных коммуникаций с Арменией. Поэтому если не будет его, то и остальные дороги могут остаться закрытыми. В том числе он объясняет это рентабельностью грузоперевозок.