В украинской армии не хватает бойцов. Фото Reuters
Вопреки заявленному президентом Украины Владимиром Зеленским наращиванию мобилизации до 500 тыс. человек в Киеве заговорили о меньших параметрах. Командир батальона ВСУ Сергей Филимонов назвал минимально необходимым уровнем призыва 250 тыс. человек. А киевский военный эксперт Павел Нарожный счел более реалистичным показатель в 100–200 тыс. на текущий год, отметив, что в стране нет материально-технической базы для подготовки и комплектации 500 тыс. призывников.
В преддверии анонсированного зарубежными СМИ очередного европейского турне Владимира Зеленского на текущей неделе (в частности, с выступлением на конференции по безопасности в Мюнхене) украинский лидер собрал назначенных на днях новых представителей военного командования.
И в этой связи сообщил накануне в Telegram-канале, что провел первое заседание Ставки верховного главнокомандующего в обновленном составе. В ходе заседания также были заслушаны доклады нового главнокомандующего Вооруженных сил Украины (ВСУ) Александра Сырского (утвержденного взамен уволенного с этой должности 8 февраля Валерия Залужного), а также начальника Генерального штаба Анатолия Баргилевича (сменившего давнего соратника прежнего главкома Сергея Шапталу). И если, скажем, отставку Залужного (обходившего Зеленского в рейтингах общественного доверия) в Киеве постарались сопроводить приличествующими жестами и, в частности, присвоили ему статус «Героя Украины», то замену других военачальников осуществили весьма поспешно. В результате также уволенный затем с поста командующего объединенными войсками ВСУ Сергей Наев был вынужден сообщить журналистам, что узнал о своей отставке из сообщений в СМИ.
Причем поспешно и «на коленке» киевские власти решали не только вопросы формирования нового командования ВСУ, но и определения параметров предстоящего наращивания мобилизации. Что вряд ли представлялось уместным в условиях продолжающегося военного конфликта. Во всяком случае, если в конце прошлого года (когда в Верховную раду Украины был представлен первоначальный вариант правительственного законопроекта по мобилизации, далее вызвавший шумную критику) президент Зеленский указал, что всего потребуется призвать порядка 500 тыс. человек, и сослался на запросы военных, то уже в начале 2024 года признал упомянутые уровни завышенными. При этом еще бывший тогда главкомом ВСУ Залужный уточнил, что не заявлял о необходимости подобных масштабов мобилизации.
Между тем из-за недостаточности соответствующих ресурсов под сомнение может быть поставлено и выполнение принятого на указанном заседании ставки решения по увеличению количества и возможностей мобильных огневых групп, о котором также упомянул Зеленский. В этой связи украинские СМИ активно цитировали во вторник рассуждения нового командира батальона «Волки да Винчи» Сергея Филимонова о том, что в 2024 году украинским военным вместо активных наступательных действий понадобится переключиться на оборонительные операции. В таких условиях необходимый минимум призыва может составить порядка 250 тыс. человек. Но в отсутствии указанного пополнения далее воевать будет невозможно. После того как прошлогоднее контрнаступление ВСУ не оправдало возложенных на него надежд, ситуация в зоне боевых действий остается тяжелой, разъяснил Филимонов.
Тогда как украинский военный эксперт Павел Нарожный, тоже подтвердивший, что «от мобилизации никуда не уйти», назвал приемлемыми на текущий год уровни призыва в 100–200 тыс. человек. По его определению, на сегодня в стране не имеется надлежащей материально-технической базы (в том числе полигонов, вооружения, инструкторов), чтобы подготовить изначально заявленное количество в 500 тыс. новобранцев. Даже если представить, что их всех удалось бы обучить, затем возникает проблема с последующим определением мобилизованных и формированием новых воинских частей, для чего потребуются дополнительные ресурсы. «Я считаю цифру в 500 тысяч абсолютно нереальной и фантастической. Реальная цифра для меня 100–200 тысяч. Не одномоментно, в течение года», – уточнил Нарожный. В свою очередь, о том, что у украинского государства нет средств для мобилизации 500 тыс. человек, на днях заявил доктор экономических наук Андрей Длигач.
Впрочем, по мнению замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Евгения Семибратова, участившиеся публичные коррективы украинских мобилизационных планов также могли быть обусловлены тактическими соображениями. «Сначала в Киеве объявили о намерении призвать порядка 500 тыс. человек, что породило большой общественный резонанс. А теперь из президентского окружения стали пробрасывать новые тезисы, мол, какие 500 тысяч – призовем максимум 250! Хотя, если посмотреть на практическую схему украинской мобилизации, которая заключается в отлове призывников с последующей незамедлительной отправкой на фронт, где без подготовки немногие способны продержаться больше одного-двух месяцев (после чего погибших записывают в число пропавших без вести, чтобы не выплачивать положенные деньги родственникам), то следует признать – такая модель не требует больших ресурсов», – констатировал Семибратов. И допустил, что появившиеся предложения о снижении планки призыва прежде всего были нацелены на то, чтобы снизить градус общественной напряженности.
Одновременно, продолжил аналитик, президенту Зеленскому также предстояло принять меры по снижению общественного негатива, вызванного увольнением популярного в армии Валерия Залужного. Это подразумевало также спешную зачистку военного руководства от людей прежнего главкома, в числе которых оказался и столь неуклюже отправленный в отставку бывший командующий объединенными силами ВСУ Сергей Наев. Тогда как новый главком ВСУ Александр Сырский, с учетом известного русского происхождения, из-за которого его никогда не примут местные националисты, выглядит более зависимым от украинского президента, а потому и более удобным, в отличие от не слишком управляемого Залужного. «В подобных обстоятельствах для Владимира Зеленского важно заручиться поддержкой извне. В то же время, отправившись в очередное европейское турне, украинский лидер попутно рассчитывает продемонстрировать своим собеседникам в странах ЕС, что сейчас у него новая команда людей, готовых идти в бой. Вряд ли ему предоставят значимую дополнительную помощь. Но, наверное, по медийным соображениям, что-то подкинут еще из вооружения, например боеприпасы для систем противовоздушной обороны и средства радиоэлектронной борьбы, предположил замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов РУДН.
Напомним, после того как вызвавший волну критики первый законопроект по мобилизации был отправлен 11 января на доработку, уже 30 числа кабмин вновь представил в Верховную раду (ВР) Украины его обновленный вариант, которым, в частности, предусматривалось снижение мобилизационного возраста с 27 до 25 лет и ужесточение ответственности для уклонистов. Несмотря на утверждения депутатов ВР о том, что ряд положений доработанного проекта противоречат Конституции, уже 7 февраля парламентарии одобрили его в первом чтении. До 21 февраля, как уточнил накануне в ходе телемарафона депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк, могут вноситься поправки к документу. Вероятно, если поправок окажется излишне много, будут предприняты некие «креативные» меры для сокращения времени их рассмотрения. В итоге до конца текущего месяца резонансный законопроект, видимо, будет одобрен Верховной радой, а вступит в силу в начале апреля, рассказал Железняк.