Владимир Зеленский сказал, что сделает Черное море открытым для всех. Фото Reuters
В результате успешных атак ВСУ по российским кораблям Украина сегодня доминирует в западной части Черного моря, а кроме того обеспечивает вывоз своей продукции по морскому коридору. Такой вывод сделали аналитики разведки министерства обороны Великобритании. В то же время президент Украины Владимир Зеленский заявил о возможном открытии свободного судоходства в черноморском бассейне. Подобные идеи в условиях продолжающегося военного конфликта мало реализуемы, указали эксперты. В России сейчас активно работают также над преодолением новых вызовов, с которыми столкнулся ее военно-морской флот.
На фоне продолжающихся неудач Вооруженных сил Украины (ВСУ) на суше, в частности недавней потери Авдеевки, Киев и его западные союзники активно раскручивают сейчас тему украинских успехов на море, благодаря использованию беспилотных катеров. Как отмечалось в свежем отчете разведки министерства обороны Британии, постоянные украинские атаки с применением беспилотников вынуждают Черноморский флот Российской Федерации (ЧФ РФ) непрерывно отступать. Вследствие этого Украина стала доминировать в западной части Черного моря. В то же время, в британской разведке признают, что находящиеся в его восточной части в относительной безопасности, российские суда могут продолжать удары по украинской стороне.
Украина после выхода России из Черноморской зерновой сделки смогла увеличить свой экспорт по гуманитарному коридору и довела объемы собственных торговых операций практически до довоенного уровня, заключили авторы отчета. При этом они предпочитают игнорировать известные коллизии с продолжающимся блокированием польскими, и не только польскими, фермерами украинского агроэкспорта, значимость которого также подчеркивается сохраняющимся повышенным вниманием Киева.
Как рассказал в ходе телемарафона спикер ВМС ВСУ Дмитрий Плетенчук, по его мнению, сохраняющаяся группировка ЧФ РФ по-прежнему представляет опасность для украинской стороны. Хотя российские корабли вынуждены в основном находиться в восточной части Черного моря, ближе к военно-морской базе в Новороссийске, но риски, связанные с возможными атаками носителей крылатых ракет, также сохраняются. Плетенчук напомнил, что в состав ЧФ РФ также входит авиация, которая тоже продолжает действовать «в поверенном пространстве над Черным морем».
Но в таком случае, не поторопились ли британские разведчики объявить Украину «владычицей» Черного моря? К слову, общее внимание к «морской теме» накануне также подогрел экс-премьер-министр Британии Борис Джонсон, вновь заверивший в способности Украины вернуть Крым военным путем. Правда, как заявил он накануне журналистам, прибыв в Киев для участия в мероприятиях по случаю второй годовщины начала СВО, это возможно лишь при продолжении поставок необходимого вооружения Киеву от западных союзников.
Одновременно президент Украины Владимир Зеленский заявил СМИ, что и вопрос об открытии свободного судоходства в Черном море может быть решен. В этой связи в Киеве рассчитывают на содействие в соответствующих переговорах генерального секретаря ООН Антониу Гутерриша и президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана. Впрочем, Зеленский счел необходимым добавить, что Украина, собственно, не ищет новых форматов – на замену уже созданному и успешно действующему зерновому коридору.
Комментируя «НГ» практический расклад сил, главный редактор интернет-портала «Арсенал Отечества» Дмитрий Дрозденко заметил, что с учетом возникших рисков, сегодня заявлять о чьем-либо глобальном доминировании в Черном море было бы неверно. Так, ВМС РФ пока минимизировали свою деятельность из-за атак беспилотников и противокорабельных ракет. При этом надо понимать, что речь идет не о слабости именно российского флота. Точно также и боевые корабли из англо-американской группировки в Красном море оказалась под угрозой аналогичных атак со стороны хуситов.
Очевидно, что использование беспилотных катеров для всех оказалось новым и весьма опасным вызовом. Подобным вызовом в свое время стала отправленная на человекоторпедах группа боевых пловцов 10-й флотилии МАС итальянских ВМС, которые 19 декабря 1941 года сумели подорвать два британских линкора, на время лишив английский флот преимущества на Средиземном море. Теперь же развитие технологий привело к формированию новых рисков.
«Ситуация такая, что говорить, мол, все пропало – было бы неправильно. Надо продолжать работать и думать, как справиться с возникшими трудностями. В России сейчас создается единая система борьбы с беспилотниками. Подобного в мире никто не делал. Очевидно, через какое-то время и проблема ударных плавучих средств будет решена. Думаю, мы станем первыми, кто это сделает», – подчеркнул Дрозденко.
«А что касается зерновых и прочих коридоров, – продолжил он, – то что бы ни обещал по данному поводу украинский президент Зеленский, на практике мало что изменится. Видимо какие-то суда продолжат рисковать, проходя вдоль береговой линии. Поскольку военные РФ, как известно, не бьют по гражданским судам. При этом российская сторона наносит удары по украинским портам и расположенным там военным объектам, в том числе производствам дронов и складам с ГСМ. Это неизбежно умножает риски для потенциальных участников предполагаемых экспортных операций. Вроде того как атаки упоминавшихся хуситов увеличивают риски для судов и приводят к общему удорожанию торговых операций. Так что в результате их действий стоимость аренды контейнеров уже выросла на 300%, а сроки доставки грузов увеличились на 2–3 недели».
Не случайно, и в данном регионе доминирующим для украинского агроэкспорта стал сухопутный путь. А главным препятствием там выступили польские фермеры. В том числе потому, что и в ЕС уже осознали – за украинской продукцией стоят транснациональные компании.
При этом вряд ли следует рассчитывать на изменение подходов со стороны Турции. Турецкий лидер Эрдоган в условиях продолжающегося военного конфликта видимо не согласится ослабить контроль над проливами. И, несмотря на давление США, не согласится пропустить через проливы подаренные Украине минные тральщики, резюмировал главред портала «Арсенал Отечества».
Показательно, что без обещанных Украине катеров зарубежными партнерами ее собственный ВМФ представляется практически несуществующим. А это в свою очередь и все разговоры о его доминировании где-либо делает достаточно декларативными.