Глава МИД Украины Дмитрий Кулеба зовет уехавших вернуться домой. Фото Reuters
Киевские СМИ рассказали о первом Центре рекрутинга для ВСУ во Львове. Он призван помочь потенциальным призывникам определиться с будущим местом службы и попутно снизить общую напряженность из-за практики насильственной отправки украинских мужчин на фронт. Но это лишь очередная уловка киевских властей, направленная на увеличение набора в армию, предупредили эксперты.
Со вторника профильный комитет Верховной рады Украины (ВР) по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки запланировал начать обсуждение поправок к обновленному варианту законопроекта по мобилизации, сообщил депутат от партии «Голос» Ярослав Железняк. Всего, по его словам, от парламентариев поступило 4195 поправок к проекту, который был вновь направлен в ВР кабмином в конце января и одобрен в первом чтении в начале февраля. Тогда как окончательно утвердить документ, по некоторым оценкам, предполагается в начале марта.
А далее, через два месяца после подписания упомянутого закона президентом Украины Владимиром Зеленским, также намечено запустить электронные кабинеты для военнообязанных, призывников и военнослужащих, рассказала в одном из интервью замминистра обороны Украины Екатерина Черногоренко. Сейчас специалисты готовятся, в частности, внедрить сертификат защитника, который подразумевал бы электронный документ с QR-кодом, уточнила замглавы МО.
В то же время в киевских СМИ появились репортажи из первого в стране Центра рекрутинга для ВСУ, начавшего действовать во Львове две недели назад – в рамках пилотного проекта Минобороны и Львовского горсовета. Учреждением подобных центров предполагается сгладить тот негативный эффект, что закрепился в украинском обществе вследствие прежней практики сотрудников ТЦК (территориальные центры комплектования – аналог прежних военкоматов), устраивавших облавы и насильственные захваты мужчин. Кроме того, в таких центрах призывники получают возможность самостоятельно выбирать будущую специальность и место службы, с учетом предоставленной информации о вакантных должностях в Вооруженных силах Украины (ВСУ), указали журналисты. Как объяснила рекрутер Галина Пискорская, многие кандидаты все же опасаются получить в центре повестку и потому предпочитают ограничиваться звонками. При этом заполненные посетителями анкеты вносятся в базу и затем прорабатываются. Всего за время функционирования центра в него обратились порядка 130 человек, из них более 70 согласились заполнить анкету. По оценке директора департамента гуманитарной политики Львовского горсовета Валентины Бартошик, около половины анкет сейчас рассматривается в воинских подразделениях, а три десятка человек уже определились с будущими должностями и проходят процедуру оформления. Но так или иначе небольшое количество посетителей центра во Львове может свидетельствовать об опасениях военнообязанных относительно того, что данные о них все же попадут в ТЦК, предположил руководитель Центра военно-правовых исследований Александр Мусиенко.
В перспективе Минобороны планирует открыть аналогичные центры также в Запорожье, Днепре, Одессе, Киеве и Полтаве, сообщили журналисты. При этом они не стали уточнять, каким образом может сформироваться необходимый позитивный опыт взаимодействиями с подобными учреждениями, если пока большинство их посетителей хотели бы остаться в тылу, что противоречит известной задаче МО набрать достаточное пополнение для фронта.
Очередной уловкой киевских властей назвал обсуждаемую новацию военный эксперт, заведующий отделом Института стран СНГ Владимир Евсеев. Как он напомнил в разговоре с «НГ», ранее местные руководители, к примеру, зазывали выехавших за рубеж украинских мужчин вернуться и отметить дома новогодние праздники. «И центры рекрутирования - тоже ловушка, уловка, помогающая определить людей, пригодных для службы в армии. При этом человек, к примеру, рассказывает сотрудникам такого центра, что хотел бы служить водителем недалеко от дома. Но в результате вскоре может оказаться на передовой в качестве мотострелка», – допустил Евсеев. Не случайно и во Львовском центре оказалось всего три посетителя.
Кстати, и выбор места для запуска пилотного проекта не выглядит случайным. Сам Львов с прилегающей областью известны высоким уровнем уклонений от службы в ВСУ. Жители западных регионов Украины, как известно, более склонны рассуждать о необходимости защищать страну, сами предпочитая оставаться дома. И одновременно, как следует из сообщений в соцсетях, на Львов также приходится едва ли не самый высокий в стране уровень погибших по стране. Всего их было зафиксировано порядка 40 тыс. человек. Но если в одном только городе уже 40 тыс. погибло в ходе боевых действий в ВСУ, то очевидно, что заявленный на днях президентом Зеленским показатель по общему количеству погибших на уровне 31 тыс. человек не соответствует действительности.
По некоторым данным, только в текущем месяце убитыми и ранеными в ВСУ теряли до 860 человек в сутки. А в целом за февраль их численность может составить 25 тыс. Тогда как общее число безвозвратных потерь ВСУ, которое включает убитых, без вести пропавших, оказавшихся в плену и тяжело раненных (и выведено на основе ежедневного мониторинга различных баз данных) может достигать 600 тыс. человек. Из них примерно половина относится к убитым. Понятно, украинские руководители не афишируют реальные данные, чтобы не будоражить людей огромными потерями и одновременно не выплачивать пособия за погибших. Но многие их сограждане уже осознают реальную ситуацию и пытаются спрятаться от призыва на службу на дачах и даже по лесам и горам, тем самым оказывая пассивное сопротивление действиям властей. И если, скажем, еще летом во время прошлогоднего контрнаступления ВСУ в армию удавалось мобилизовать до 40 тыс. человек в месяц, то на сегодня в результате принудительных мер с трудом набирается до 20 тыс., когда требуется значительно больше. А потому те три человека, что пришли в львовский центр рекрутинга, вряд ли помогут изменить общую ситуацию, заключил завотделом Института стран СНГ.
Между тем в опубликованных во вторник комментариях депутаты ВР позволили себе несколько скорректировать ранее озвученную президентом Зеленским цифру погибших на уровне 31 тыс. человек. Так замглавы комитета Верховной рады по национальной безопасности, обороне и разведке Марьяна Безуглая написала в соцсетях, что с учетом пропавших без вести общее их число может составлять 50 тыс. человек. При этом она сослалась также на данные Генштаба ВСУ. И одновременно, сославшись на оценки того же Генштаба, секретарь упомянутого парламентского комитета Роман Костенко указал в интервью, что итоговая цифра потерь не превышает 40 тыс.
А в то время, пока одни представители власти в Киеве спорили о численности уже погибших сограждан, глава МИД Украины Дмитрий Кулеба вновь призвал украинских мужчин, уехавших за границу от военных действий, вернуться и помочь защитить страну.