Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль не считает необходимым призывать в армию еще полмиллиона человек. Фото Reuters
Премьер-министр Украины Денис Шмыгаль фактически ответил американскому сенатору Линдси Грэму (внесен в РФ в список экстремистов и террористов), призвавшему украинских мужчин идти на фронт и воевать независимо от поступления помощи США. Как подчеркнул Шмыгаль, Киев продолжит борьбу, если получит от западных партнеров необходимое вооружение. В то же время готовы отправиться на фронт меньше 8% украинских призывников. Представители бригады «Азов» (запрещен в РФ и внесен в список террористических и экстремистских организаций) уже вызвались выловить всех уклонистов. Однако реализация этой идеи чревата негативными последствиями, по оценке украинских экспертов.
С учетом ситуации на фронте и объемов поступающего вооружения, пока нет необходимости в мобилизации 500 тыс. человек, заявил в интервью Bloomberg премьер-министр Украины Денис Шмыгаль. «Мы продолжим борьбу, если у нас будет поддержка со стороны наших партнеров по артиллерийским снарядам, по ракетам большой и средней дальности», – добавил премьер. И тем самым фактически ответил на нашумевшее заявление посетившего на днях Киев сенатора от Республиканской партии США, который призвал всех молодых украинских мужчин отправиться на фронт. А также рекомендовал им продолжать воевать с РФ и в отсутствие обещанной помощи от Вашингтона.
Попутно сенатор рассказал, что поднять в Киеве вопрос о мобилизации его просил советник президента США по нацбезопасности Джейк Салливан. После чего тот и сам неожиданно прибыл в украинскую столицу. На итоговой пресс-конференции после состоявшихся накануне встреч с президентом Украины Владимиром Зеленским и главой президентского офиса Андреем Ермаком Салливан заверил в продолжении поддержки Вашингтона. Он обещал, что «Украина выйдет из этой военного конфликта суверенной, независимой и свободной», а также с сильными демократическими институтами и развитой экономикой, растущей не только в традиционной промышленной сфере, но и в высокотехнологичных отраслях.
Примечательно, что украинский премьер возразил и ему, едва ли не впервые признав в интервью испанской газете El Pais, что завершить текущий конфликт военным путем невозможно «просто потому, что Россия – ядерная страна». Правда, такое заявление он сделал, обосновывая необходимость проведения заявленного саммита в Швейцарии, с целью «создания глобальной коалиции для оказания давления на Россию», чтобы Москва приняла предложенную президентом Украины Зеленским в ноябре 2022 года «формулу мира». Хотя последняя подразумевает вывод российских подразделений, в том числе из новых российских регионов, большинство населения которых (подобно жителям Крыма в 2014 году) проголосовало на референдуме за вхождение в состав Российской Федерации.
В подобных обстоятельствах тем более показательными выглядели разъяснения генерального директора Киевского международного института социологии (КМИС) Владимир Паниотто. Он отметил, что, хотя общая сплоченность украинцев вокруг флага остается довольно высокой, желающих взять в руки оружие среди них становится все меньше. «Будем откровенны: те, кто хотели воевать, пошли первыми», – подчеркнул социолог. А среди оставшихся дома, по его словам, сегодня гораздо больше людей, которые охотно оказывают различную помощь Вооруженным силам Украины (ВСУ), но сами не намерены к ним присоединиться. Причем те граждане, что готовы отправиться на фронт и рисковать жизнью, пребывают в абсолютном меньшинстве. И их доля не обязательно дотягивает даже до уровня в 8%, заключил гендиректор КМИС.
На таком фоне, наряду с рассуждениями о возможных способах активизации набора в ВСУ – в рамках продолжающегося обсуждения в Верховной раде Украины (ВР) обновленного законопроекта о мобилизации, одобренного в первом чтении 7 февраля, – также актуальными становятся дискуссии по эффективному воздействию на уклонистов. Член комитета ВР по вопросам национальной безопасности, обороны и разведки Вадим Ивченко, комментируя в ходе телемарафона вероятность ужесточения мер в отношении лиц, не желающих идти воевать, допустил: после того как человек дважды не явился в ТЦК и СП (территориальные центры комплектования и социальной поддержки, заменившие военкоматы) по повестке и получил за это штраф, на третий раз его могут объявить в розыск. Такое предложение было внесено правительством, напомнил депутат.
В свою очередь, замкомандира бригады «Азов» Сергей Цисарук предложил разрешить представителям боевых подразделений самостоятельно отлавливать уклонистов, чтобы ускорить мобилизацию. По его мнению, бригадная рота разведки за неделю найдет сотню новых военнослужащих. «И это будут не те старые деды, которых сейчас привозят, а отборные воины, которые все это время убегали от раненых ветеранов, служащих в ТЦК», – пообещал Цисарук.
Однако Евгений Дикий, экс-командир роты батальона «Айдар» (запрещен в РФ и внесен в список террористических и экстремистских организаций), заявил журналистам, что возникнет «страшная ситуация», если боевым бригадам придется самим проводить мобилизацию. «Конечно, это абсолютно ненормально. Не должна армия заниматься ничем, кроме защиты от внешнего врага», – сказал экс-командир подразделения ВСУ.
Понятно, что представители ТЦК и СП, которые отлавливают призывников на улицах, нарушают многие положения и даже целые главы украинского законодательства, но все же удерживают себя в неких рамках, сказал в комментарии для «НГ» замдиректора Института стратегических исследований и прогнозов Российского университета дружбы народов (РУДН) Евгений Семибратов. Но если соответствующие полномочия будут переданы националистическим батальонам, то их военнослужащие начнут охотиться на сограждан, игнорируя всякие нормы. И тут уже можно ожидать всего, включая похищения людей и насильственное проникновение в их жилища. «Очевидно, в «Азове» понимают, что у жителей Украины уже нет никакой мотивации идти воевать. Кто-то банально боится или не подходит для службы в армии по состоянию здоровья. А кто-то осознает несправедливость происходящего, когда одни в украинском государстве богатеют в условиях продолжающихся военных действий, а другим ничего не светит, кроме автомата Калашникова», – считает Семибратов. По его мнению, с подобными инициативами украинские нацбаты выступают также потому, что осознают слабость киевской власти и неспособность украинского Минобороны выполнить поставленные задачи, при этом сами они рассчитывают получить больше влияния в стране.