0
5833
Газета СНГ Интернет-версия

14.04.2024 19:46:00

Тбилиси встраивает свои черноморские порты в Транскаспийский маршрут

Грузия сближается со странами Центральной Азии

Тэги: центральная азия, грузия, территориальная целостность, инвестиции, туризм, тмтм, транскаспийский транспортный маршрут, ес


центральная азия, грузия, территориальная целостность, инвестиции, туризм, тмтм, транскаспийский транспортный маршрут, ес Поти свяжет страны Каспийского региона с Евросоюзом. Фото с сайта www.pace.ge

Узбекистан, Туркменистан и Казахстан выступают за территориальную целостность Грузии – так заявили первые лица этих стран на встречах с председателем парламента Грузии Шалвой Папуашвили, который посетил Ташкент, Ашхабад и Астану в ходе турне с 7 по 13 апреля. На переговорах c главами государств и парламентов обсуждались вопросы инвестиций, туризма и развития Транскаспийского международного транспортного маршрута (ТМТМ), где ключевым терминалом является грузинский порт Поти на Черном море.

Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев на переговорах с грузинским спикером Шалвой Папуашвили заявил, что Казахстан придает важное значение всестороннему укреплению отношений с Грузией, которая является одним из ключевых партнеров Астаны в регионе Южного Кавказа.

Казахстанский лидер подчеркнул, что важную роль в укреплении контактов играет межпарламентский диалог, и межпарламентская группа дружбы «Казахстан–Грузия» может существенно содействовать расширению горизонтов сотрудничества. «На сегодняшний день казахстанский бизнес представлен в различных секторах экономики Грузии, внося свой вклад в дальнейшее расширение торгово-экономических отношений двух стран», – подчеркнул Токаев. Он также поздравил «дружественный грузинский народ и сборную Грузии с первым в ее истории выходом на чемпионат Европы по футболу и пожелал ей дальнейших успехов», – сообщила пресс-служба президента. Шалва Папуашвили назвал свой первый визит в Астану «знаковым событием». По его словам, Тбилиси рассчитывает на углубление всесторонних связей с Астаной, в том числе в сфере транспортно-логистического взаимодействия.

Напомним, что казахстанская компания строит в Поти свой контейнерный терминал, который позволит казахстанскому бизнесу нарастить объемы транзитных грузов. По словам министра индустрии и инфраструктурного развития Марата Карабаева, «строительство терминала в Поти – это продолжение политики Казахстана с точки зрения развития ТМТМ». Ожидается, что терминал будет обрабатывать до 500 тыс. контейнеров в год», – цитирует министра ресурс 24.kz.

Развитие Транскаспийского международного транспортного маршрута, также известного как Срединный коридор, было на повестке дня переговоров в Ташкенте и Ашхабаде. На встрече с председателем Сената Олий Мажлиса Узбекистана Танзилой Нарбаевой Шалва Папуашвили обсудил вопросы эффективного использования транзитного потенциала, включая инфраструктуру морских портов Поти и Батуми.

Накануне визита Папуашвили в Ташкенте прошло 9-е заседание узбекско-грузинской межправительственной комиссии по торгово-экономическому сотрудничеству. Было отмечено, что за последние шесть лет внешняя торговля между странами выросла почти в два раза, увеличившись за последний год более чем на 30%. В планах – довести товарооборот до 500 млн долл. Для достижения этой цели будет разработан и утвержден План практических мер до конца 2024 года. В его рамках предусмотрены организация взаимных торговых миссий и промышленные выставки. Транспорт, энергетика, сельское хозяйство и фармацевтика определены как приоритетные сферы сотрудничества.

Узбекистан активно использует транзитный потенциал Грузии для экспорта своей продукции. Поезда идут по маршрутам северного и северно-западного направления:

Ташкент–Кунград –Бейнеу –Астрахань –Владикавказ –Тбилиси –Батуми –Трабзон –Самсун–Стамбул–Болгария–Румыния. По этому маршруту товары доставляются в конечный пункт назначения за две недели. По западному направлению через порты Актау, Баку и Поти в Болгарию и Румынию – за 21 день. Столько же времени требуется на доставку грузов через порты Туркменбаши, Баку и Поти в Бургас и Констанцы. Разница, как указывают специалисты, в цене.

Для Узбекистана Грузия является ключевой транзитной страной на Южном Кавказе с соглашениями о свободной торговле и конкурентным рынком. Страна играет важную стратегическую роль в соединении Узбекистана с Западом, что стороны подчеркивали в ходе переговоров в Ташкенте. Также обсуждалось развитие транспортно-логистического партнерства, включая использование транспортного коридора Баку–Тбилиси–Карс.

По мнению эксперта центра «Стратегия развития» Фарруха Хакимова, внедрение международного мультимодального маршрута, охватывающего страны Азиатско-Тихоокеанского региона, Китай, Киргизию, Узбекистан, Туркменистан, Азербайджан, Грузию, Турцию и Европу, способно сократить время перевозки грузов из Центральной Азии в три раза. Реализация данного мультимодального транспортного коридора через Узбекистан и Грузию не только позволит увеличить товарооборот обеих стран, но и значительно повысит объемы транзитных грузоперевозок через их территории.

На встрече с президентом Туркменистана Сердаром Бердымухамедовым обсуждались перспективы развития Срединного коридора, включая Лазуритовый коридор (Афганистан–Туркменистан–Азербайджан–Грузия–Турция) и маршрут Черное море–Каспийское море, об этом написал в соцсети Папуашвили. Также речь зашла о проекте подводного черноморского кабеля, важную стратегическую роль в котором, по словам министра иностранных дел Туркменистана Рашида Мередова, сыграет Грузия.

Ираклий Гарибашвили, будучи в статусе премьер-министра, на панельной дискуссии на Давосском экономическом форуме в январе текущего года говорил, что «Грузия, обладая стратегически важным геополитическим положением, настойчиво продолжает развитие Срединного коридора, который стал высокоинтересным и привлекательным альтернативным маршрутом». Он также подчеркивал важность строительства глубоководного порта в Анаклии и модернизации железной дороги. Напомним, что два года назад Грузия, Казахстан и Азербайджан подписали «дорожную карту» развития ТМТМ.

По его словам, строительство порта в Анаклии начнется в мае-июне 2024 года. Это ключевой проект для Грузии, который откроет новые перспективы для грузов из Центральной Азии в Европу и в обратном направлении. Первый глубоководный порт, который строится в Анаклии, нацелен на то, чтобы стать серьезным конкурентом портам Турции и других стран региона. Поддержку строительству порта оказывают США, в то время как Россия выступила против этого проекта. 


Читайте также


Метафора для новой антропологии

Метафора для новой антропологии

Марианна Власова

Игорь Сид о любви переводчиков к чужим странам

0
549
Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Жилищные рекорды обеспечивают "мигранты с мешком на плече"

Анастасия Башкатова

Застройщикам предстоит структурно перестроить бизнес и при этом не обанкротиться

0
702
Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Минюст поручил ФСИН разобраться в рецидивистах

Екатерина Трифонова

Уровень повторных преступлений в 2022–2023 годах оставался высоким

0
626
Бытовой майнинг угрожает отечественной энергетике

Бытовой майнинг угрожает отечественной энергетике

Ольга Соловьева

В регионах предлагают снизить нормативы потребления электричества в шесть раз

0
772

Другие новости