Владимир Зеленский допустил, что президента РФ пригласят на второй саммит мира. Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский не исключил, что главу РФ Владимира Путина могут пригласить на второй «саммит мира». А также заявил, что экс-президент США Дональд Трамп должен раскрыть свой план урегулирования военного конфликта с РФ, чтобы Украина знала – не предстоит ли ей лишиться независимости. Причем изложенный накануне мирный план венгерского премьера Виктора Орбана украинский лидер оценил негативно. Но в его высказываниях по переговорам наметилось изменение прежних подходов. Это может быть обусловлено давлением на Киев стран глобального Юга, которое усиливается и по отношению к Москве, отметили эксперты. Но по их оценке, практических подвижек до президентских выборов в США ждать не стоит.
Президента России Владимира Путина могут пригласить на следующий «саммит мира» (первый состоялся 15–16 июня в Швейцарии). Об этом украинский лидер Владимир Зеленский сообщил в интервью изданию Bloomberg, которое активно цитировали в четверг в Киеве. Хотя, если бы стороны и сели за стол переговоров, российский президент не стал бы в них участвовать в ближайшее время, определил Зеленский.
В то же время украинский лидер подчеркнул в упомянутом интервью, что экс-президент США Дональд Трамп должен раскрыть свой план прекращения боевых действий с Россией. «Если Трамп знает, как закончить этот военный конфликт, он должен сказать нам сегодня. Если есть риски для украинской независимости, если мы потеряем государственность – мы хотим быть готовы к этому», – аргументировал Зеленский. И выразил готовность встретиться с Трампом, чтобы услышать предложения его команды и понять, будет ли Киев иметь «мощную поддержку США» после ноябрьских президентских выборов в Штатах, в которых также намерен участвовать и бывший американский лидер.
Впрочем, мирные предложения премьер-министра Венгрии Виктора Орбана он оценил негативно. Напомним, в ходе визита в Киев во вторник Орбан отметил, что прекращение огня и боевых действий помогло бы ускорить переговоры между Москвой и Киевом. Но как пояснил в интервью Зеленский, он ответил на это венгерскому гостю, что у Украины уже было немало договоренностей с Россией, и в том числе известные Минские соглашения, но «Москва их все нарушила».
И здесь киевские журналисты опять же не стали упоминать, что, придя к власти в 2019 году с обещаниями добиться мира, далее сам Владимир Зеленский объявил, что Киев не будет выполнять договоренности, принятые в Минске в 2015 году при поддержке международных посредников. А весной 2022 года именно украинские власти под давлением представителей Запада отказались от уже согласованного Стамбульского соглашения по мирному урегулированию конфликта. Это впоследствии подтвердил в интервью и глава парламентской фракции пропрезидентской партии «Слуга народа» Давид Арахамия, тоже участвовавший в тех переговорах.
К слову, в тогдашнюю пору, в частности, выступив по видеосвязи перед собравшимися в Украинском доме в Давосе в конце мая 2022 года, Владимир Зеленский указал, что единственный российский политик, с которым он готов встретиться, это президент России Владимир Путин. Такая встреча могла бы состояться только при условии, что на ней будет обсуждаться вопрос о прекращении боевых действий и не окажется никаких посредников, уточнил тогда украинский президент.
Теперь же, по его мнению (озвученному в недавнем интервью американскому изданию Philadelphia Inquirer), единственным возможным представляется вариант переговоров с Москвой при помощи посредников. Подобный вариант уже был апробирован при запуске Черноморского зернового коридора, напомнил Зеленский. И снова не стал уточнять, что принятые в рамках указанного зернового соглашения обязательства перед Москвой в итоге не были выполнены.
Но так или иначе следует отметить, что в своих последних высказываниях о возможности некоего переговорного процесса с российской стороной Зеленский все же продемонстрировал определенное изменение прежних подходов. Хотя осенью 2022 года он собственным указом запретил себе всякий диалог с РФ.
При этом понятно, заметил в комментарии для «НГ» профессор МГИМО, программный директор международного клуба «Валдай» Олег Барабанов, что украинский президент продолжает продвигать свою «формулу мира» (представленную в ноябре 2022 года и также принятую за основу на упомянутом швейцарском саммите). Но в то же время, поскольку сейчас оказывается достаточно большое давление на Украину также со стороны стран глобального Юга, Владимир Зеленский стремится продемонстрировать, что он готов в участвовать в переговорах в отличие от российского президента. При этом и Владимир Путин ранее заявил о готовности начать переговоры в случае вывода украинских войск с территории четырех новых регионов РФ и отказа Киева от вступления в НАТО. Хотя при сегодняшней ситуации на фронте рассчитывать на реализацию такого плана в ближайшей перспективе вряд ли возможно.
Очевидно, продолжил Барабанов, на Москву, как и на Киев, также оказывается воздействие со стороны дружественных или нейтральных по отношению к ней стран того самого глобального Юга. В связи с чем, в частности, можно вспомнить недавние предложения Бразилии и Китая или Турции по мирному урегулированию продолжающегося военного конфликта. И видимо, в публичном пространстве представители сторон продолжат обмениваться полярными заявлениями, а что будет происходить за кулисами (и будет ли происходить), публика не узнает. Но похоже, содержательно общая ситуация не изменится до ноябрьских выборов в США, в результате которых прояснится, изменится ли власть в Вашингтоне, а также ее позиция по украинскому конфликту, констатировал профессор МГИМО.
Любопытно, что вероятность последующих сценарных изменений анализируется и в Евросоюзе. Так, накануне сообщалось, что из результатов социологического опроса, проведенного в мае Европейским советом по международным отношениям, следовало, что менее четверти украинских респондентов готовы смириться с утратой взятых Россией под контроль территорий ради вступления в НАТО и Европейский союз. Но как подчеркнули исследователи, для опрошенных оказался важным также выбор между геополитической ориентацией и территориальной целостностью. На вопрос о том, что для них предпочтительнее – сохранение суверенитета или возвращение территорий – 45% украинцев высказались за вариант, при котором Украина пусть и лишилась бы временного контроля над частью своей территории, но сохранила бы суверенитет и собственную армию, а также свободу в присоединении к альянсам, таких как ЕС и НАТО.