В День украинской государственности становится понятно, что Киев должен выиграть «сегодняшнюю битву», заверил в своем поздравлении сограждан президент Владимир Зеленский. Однако результаты последних соцопросов оказались противоречивыми: хотя большинство жителей Украины (61,1%) не настроены на какие-либо уступки, 44% респондентов уже готовы к началу мирных переговоров, а 46% не считают уклонение от мобилизации постыдным. В текущих условиях продолжают усиливаться тенденции к внутреннему общественному расколу, в том числе под воздействием непопулярных мобилизационных процессов, указали эксперты.
В этом году День украинской государственности впервые отметили 15 июля. Прежнюю дату празднования (28 июля) передвинули в связи с инициированным неканонической Православной церковью Украины (ПЦУ) пересмотром календаря праздников, и в частности дня чествования князя Киевского Владимира Великого. С учетом предусмотренной увязки двух упомянутых праздников президент Украины Владимир Зеленский отметил в своем поздравлении: «История украинцев на этой земле уходит по времени глубже, чем на тысячелетие назад», и они обрели свои корни еще в Киевской Руси. И кто бы ни приходил сюда чужой, и кто бы ни делал все, чтобы Украина не могла быть собой, он не сломал наших людей и духа этой земли. Не сломал то, что делает нас Украиной». И именно в День украинской государственности становится тем более понятно, что «сегодняшнюю битву» Киев должен выиграть, подчеркнул Зеленский.
При этом он привычно не стал озадачиваться вопросами о том, в какой мере современная Украина связана с Киевской Русью, именуемой в исторических справочниках древнерусским (или даже первым восточнославянским) государством, сформированным в IX веке и в XII веке вошедшем в период феодальной раздробленности, на территории которого функционировал опять же древнерусский язык. Эту взаимосвязь, как и привязку обозначенных праздников, украинские власти обеспечили волевым решением, задействовав в обиходе определение «Киевская Русь – Украина». Между тем, как свидетельствуют результаты последних соцопросов, и однозначной уверенности в обязательности победного исхода «сегодняшней битвы» в украинском обществе тоже нет.
Хотя, как сообщила в понедельник киевский политобозреватель Ирина Ведерникова, сославшись на данные социологического опроса, проведенного Центром Разумкова 20–28 июня 2024 года, порядка 66% опрошенных заявили, что считают возможной победу Украины в военном конфликте с Россией, тогда как 16% – придерживаются обратного мнения и 18% колеблются. Причем 51% респондентов высказались за необходимость возвращения к границам 1991 года, 26% выступили за сохранение границ 2022 года и только 9% выразили готовность согласиться на раздел по линии фронта на момент подготовки соответствующего соглашения. Но 44% украинцев заявили, что время для начала официальных мирных переговоров с Россией пришло, 35% с этим не согласились и еще 21% составили неопределившиеся. И в этом заключался первый парадокс: так как 44% респондентов желали переговоров, а 61,1% не были намерены ничем поступиться и только 14% из них готовы отказаться от прозападного вектора и 8% – от территорий, констатировала Ведерникова. Второй парадокс, по ее мнению, определялся тем, что большинство жителей Украины продолжали настаивать на возвращении к границам 1991 года, но лишь меньшинство согласилось, что уклоняться от мобилизации в Вооруженные силы Украины (ВСУ) должно быть стыдно. Таковых оказалось лишь 29%, а 46% опрошенных ответили, что сегодня стать уклонистом не стыдно, и 25% – не определились во мнении, указала автор. Хотя среди участников опроса, как уточнила она, в основном фигурировали представители «тыловой» Украины.
Очевидно, пояснил «НГ» социолог Евгений Копатько, что под опросы сегодня попадают не все слои украинского общества и многие оказались во внутренней миграции, а миллионы людей выехали за рубеж. Настроения у различных групп разные. Не говоря о том, что в текущих условиях кто-то просто мог не захотеть подтвердить перед социологом собственную готовность к отказу от каких бы то ни было территорий, к примеру. Притом что признание подобной готовности сегодня многими воспринимается как предательство. Но так или иначе результаты подобных соцопросов также используются и украинскими властями, заинтересованными в зондаже общественного мнения. Как известно, прежние обещания победного завершения конфликта в 2022 и 2023 годах не были реализованы и сейчас украинское общество готовят к затяжному конфликту.
В таких обстоятельствах, продолжил аналитик, стало больше людей, желающих переговоров. Хотя противостояние в зоне боевых действий пока сохраняется достаточно жесткое и фронт отнюдь не посыпался. Но одновременно сказываются и последствия массированных ударов военных РФ по украинской энергетической инфраструктуре, которые изрядно осложнили тамошнюю жизнь. И как признают зарубежные аналитики, данное обстоятельство способно превратиться проблему для украинского общества.
Еще одна проблема связана с абсолютно непопулярными мобилизационными процессами, которые также усиливают общественный раскол. Особенно острое разделение на тех, кто осуществляет набор в ВСУ, и тех, кто пытается убежать от мобилизации, наблюдается в небольших населенных пунктах Украины. Причем здесь уже буквально речь идет о жизни и смерти. А под воздействием усиливающихся рисков на фоне затягивающегося вооруженного противостояния, вероятно, постепенно продолжат меняться и общие настроения, чему в перспективе могло бы поспособствовать и изменение информационно-медийной ситуации в стране, определил Копатько.
Несмотря на участившиеся сообщения о том, что после вступления в силу закона по ужесточению мобилизации, показатели призыва в ВСУ существенно умножились, пока общая «картинка» определяется известиями об инцидентах с уклонистами. В понедельник киевские СМИ информировали, что Госбюро расследований открыло уголовное производство в связи с гибелью военнослужащего при попытке нелегально пересечь границу. 14 июля четверо военнослужащих скрылись из учебной части в Одесской области и пытались перейти границу с Молдавией.Один из беглецов попытался оказать сопротивление украинским пограничникам и был убит. Всего с начала военного конфликта до июня 2024 года около 23 500 украинских мужчин нелегально въехали в Молдавию, где попросили убежища. Примечательно, что по оценкам демографов, к 2033 году будет насчитываться не более 35 млн украинцев, а к 2100 году и вовсе 15 млн (по прогнозу ООН).