Владимир Зеленский не против переговоров, если за них – весь мир. Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский в очередном интервью отметил, что Киев не станет выступать против присутствия за столом переговоров России, если этого хочет весь мир. И что украинские власти могут обсудить вопрос о территориальной целостности, если на это согласится украинский народ. В то же время он заявил, что Китай, присоединившись к давлению западных стран на Москву, смог бы заставить ее прекратить боевые действия. Понимая, что Украина неспособна к длительному продолжению военного конфликта с РФ, Киев рассчитывает запустить переговорный процесс – на условиях Запада и Украины.
Украина не может быть против, если весь мир желает видеть Российскую Федерацию за столом переговоров, заявил президент Владимир Зеленский в интервью французскому изданию.
«Я верю, как и большинство стран, что на втором саммите мира в ноябре российские представители должны присутствовать, иначе мы не достигнем жизнеспособных результатов. Я не хочу, чтобы они помешали нам подготовить совместный план», – конкретизировал украинский лидер. Как он напомнил, к этому времени в Киеве намерены подготовить собственный план урегулирования конфликта, основанный на «формуле мира», которая была представлена Зеленским в ноябре 2022 года и подразумевала в том числе вывод российских подразделений из регионов, уже вошедших в ее состав (включая Донбасс и Крым) и возвращение к границам Украины 1991 года. При этом, отвечая на вопрос об актуальности последних требований, Зеленский уточнил, что официальные власти не вправе отказываться от своих территорий и, чтобы подобное произошло, этого должен захотеть украинский народ. Хотя такой поворот является «не лучшим вариантом», прибавил президент. И одновременно указал, что Китай при желании способен заставить Россию остановить боевые действия.
Однако сам глава украинского государства не желал бы, чтобы Пекин стал посредником между Киевом и Москвой. «Я хотел бы, чтобы они давили на Россию относительно окончания военного конфликта. Так же, как давят США. Так же, как давит ЕС. И чем сильнее государство, тем сильнее надо давить на Россию», – сформулировал Зеленский.
И при всей противоречивости его заявления вновь подтвердили определенное изменение риторики Киева. Оно наметилось в преддверии визита в Китай 23–25 июля министра иностранных дел Украины Дмитрия Кулебы, заранее объявившего, что главной темой переговоров с китайским коллегой Ван И станет поиск путей прекращения военного конфликта с Россией и обсуждение «возможной роли Китая в достижении устойчивого и справедливого мира» (см. «НГ» за 22.07.24). Причем накануне этого визита президент Зеленский тоже развил тему мирных переговоров в очередном интервью и отметил важность того, чтобы «никто не играл в свои инициативы окончания военного конфликта». Поскольку по результатам второго саммита мира, намеченного на осень текущего года, предполагалось совместно с партнерами разработать некий единый мирный план, чтобы далее под давлением западных союзников его согласились обсудить также представители России. В связи с чем Зеленский даже не исключил возможности переговоров с президентом РФ Владимиром Путиным, хотя в октябре 2022 года сам запретил их собственным указом. К слову, тогда экс-депутат Верховной рады Украины Спиридон Килинкаров увязал отмеченное изменение риторики представителей Киева с утратой покровительства в лице президента США Джозефа Байдена, объявившего о выходе из предвыборной гонки (президентские выборы в США назначены на 5 ноября).
В свою очередь, советник главы офиса президента Украины Михаил Подоляк накануне объяснил продекларированную Киевом готовность к переговорному процессу тем, что до сих пор ее отсутствие использовали в Москве. «Российская пропаганда тратит много средств на то, чтобы создать впечатление вроде: «военный конфликт идет, но мы готовы к переговорам, а Украина не готова к переговорам». Нет, Украина готова к переговорам – это главный пункт. То есть переговоры, конечно, нужны, но пункт номер два – на каких условиях», – рассказал Подоляк журналистам. И далее вновь высказался за урегулирование на основе международных норм, которые, как известно, регламентируют не только принципы территориальной целостности и суверенитет государств, но и право народов на самоопределение.
Примечательно, что в то же время Подоляк повторил, что предполагаемые переговоры окажутся плодотворными только в случае, если будут применены необходимые инструменты воздействия на Россию. К таким инструментам он отнес поставляемое западными союзниками вооружение при условии их отказа также от запрета на удары по объектам в глубине России. Любопытно, что аналогичный тезис о необходимости ударов Вооруженных сил Украины (ВСУ) по российскому тылу озвучил в упомянутом интервью и Владимир Зеленский. По его словам, он «очень упорно работает», чтобы убедить западных партнеров разрешить использовать ВСУ предоставленное ими вооружение без ограничений. А в вечернем видеообращении (после того как появились сообщения о первых поставках Киеву самолетов F-16) назвал август месяцем подготовки к достижению по осени нужных результатов.
Подобными заявлениями, пояснил «НГ» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, представители Киева, очевидно, стремятся укрепить свою запросную позицию. «К тому же они не могут с ходу отказаться от собственных прежних заявлений о необходимости восстановления границ 1991 года, поскольку на протяжении последних двух лет убеждали свое население, что победа неизбежна и что Украина обязательно вернется к указанным границам. И теперь если сам Зеленский заявит о невозможности данного условия, то его просто сметут. Поэтому он и обозначает некую промежуточную позицию: да, важны границы 1991 года, но возвращаться к ним не обязательно военным путем», – констатировал Суслов. Вместе с тем, продолжил он, украинский лидер понимает, что бесконечно вести военный конфликт с РФ Киев не в состоянии. А потому Зеленский заинтересован запустить какой-то мирный процесс. Однако для Киева категорически неприемлемо согласиться на заявленные ранее Владимиром Путиным условия, которые подразумевали бы двусторонние переговоры с Украиной на основе возобновления процесса, прерванного весной 2022 года в Стамбуле. Тогда как украинский президент явно хотел бы, чтобы и повестку второго саммита мира, который, видимо, готовится в Саудовской Аравии, также определяли бы страны Запада и Украина и чтобы именно их решения послужили основой урегулирования. А для этого ему также необходимо участие Китая. При этом пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков вновь подтвердил в четверг, что Россия открыта для дипломатического урегулирования военного конфликта. Но в настоящий момент со стороны Киева «нет взаимности», подчеркнул Песков. Он допустил переговоры с тем, кого не считает легитимным.