Владимир Зеленский обещает заложить фундамент под мирные переговоры. Фото Reuters
Президент Украины Владимир Зеленский пообещал в соцсетях подготовить «реальный фундамент для справедливого окончания» боевых действий с Россией уже в этом году. Он отметил, что Киев продолжает работать над воплощением «формулы мира», неприемлемой для российской стороны, а на днях вновь заверил сограждан в возможности завершения военного конфликта с РФ на украинских условиях. Подобные противоречивые положения свидетельствуют о намерении Киева продемонстрировать свою договороспособность, считают эксперты.
Недавно сообщивший о намерении Киева разработать план урегулирования военного конфликта с РФ ко второму саммиту мира осенью 2024 года Владимир Зеленский в очередной раз высказался на тему урегулирования, пообещав подготовить базу для окончания боевых действий уже в этом году.
Украина имеет «непоколебимую цель – подготовить реальный фундамент для справедливого окончания военного конфликта уже в этом году», написал в соцсетях Зеленский, чье заявление было процитировано во вторник на сайте офиса президента Украины.
Но он также отметил, что Киев продолжает работать над реализацией «формулы мира», которая была представлена в ноябре 2022 года и подразумевала возвращение к границам 1991 года – при фактическом отказе России от Крыма, Донецкой и Луганской народных республик (ДНР и ЛНР), а также Запорожской и Херсонской областей, ранее вошедших в состав РФ на основе референдумов. Подобные требования в Москве сразу назвали неприемлемыми и с тех пор отказывались от диалога на основе упомянутой формулы.
Тем не менее 3 августа президент Украины заверил в очередном видеообращении сограждан, что указанную «формулу мира» возможно реализовать, поскольку заинтересованное в стабильности мировое большинство давит на российское руководство. «Настоящий мир будет. Будет, если не проявлять слабости и придерживаться курса на справедливость», – уточнил глава украинского государства. А далее вновь призвал западных партнеров разрешить удары дальнобойными боеприпасами по России.
Любопытно, что похожий сюжетный рисунок уже был отыгран им несколькими днями ранее, когда Владимир Зеленский сообщил в интервью французскому изданию (см. «НГ» за 01.08.24), что Киев не станет выступать против присутствия за столом переговоров России, если этого хочет весь мир, и что киевские власти могут обсудить вопрос о территориальной целостности, если на это согласится украинский народ. Хотя в том же интервью он снова повторил тезис о необходимости разрешить Вооруженным силам Украины (ВСУ) наносить удары по российскому тылу. Как заметил в этой связи «НГ» замдиректора Центра комплексных европейских и международных исследований НИУ ВШЭ Дмитрий Суслов, подобными заявлениями представители Киева, в частности, стремятся укрепить свою запросную позицию. И одновременно украинские власти понимают, что бесконечно вести военный конфликт с РФ они не в состоянии, а потому хотели бы запустить какой-то мирный процесс – но не вместе с Россией и без учета ее интересов, а на основе односторонних условий Запада и Киева – заведомо неприемлемых для Москвы, констатировал Суслов.
Но в таком случае зачем президент Зеленский озвучивает все новые переговорные вариации – в виде формул, планов или даже базы для урегулирования масштабного военного конфликта с РФ, продолжающегося с февраля 2022 года? При том, что они изначально представляются нереалистичными.
Очевидно, что предложенная Зеленским «формула мира» противоречит целям мирного урегулирования, поскольку подразумевает возвращение к границам 1991 года, а значит и непризнание вхождения в состав РФ не только ДНР и ЛНР, Запорожской и Херсонской областей уровня 2022 года, но также и возвращения Крыма в Россию 2014 года, заметил «НГ» первый зампред комитета по делам Содружества независимых государств, евразийской интеграции и связям с соотечественниками Константин Затулин. В то же время, продолжил он, украинский президент на словах уже допускает возможность обсуждения признания утраты Украиной части территорий, фактически находящихся под российским контролем, поскольку вынужден маневрировать. Сегодня очевидно, что общественные настроения и внутри Украины, и вокруг нее начинают меняться. Так в стране уже многие военнообязанные не хотят воевать и уклоняются от отправки на фронт. И при этом активизируются политические соперники. Также неопределенной выглядит ситуация на Западе в связи с предстоящими в ноябре президентскими выборами в США, где к власти может прийти экс-президент Дональд Трамп. Тогда как в ряде европейских стран, в том числе в Германии, уже заявляют, что необходимые ресурсы исчерпаны и следует сократить военную помощь для Киева. Причем и первый так называемый саммит мира, проведенный в июне в Швейцарии, практически провалился, так как не обеспечил единодушного осуждения России, а главным на мероприятии стал тезис о необходимости участия в переговорах РФ.
В таких обстоятельствах Зеленский уже не может настаивать на продолжении военных действий до победного конца. Хотя еще два года назад был категорическим противником их прекращения и надеялся на успех контрнаступления ВСУ. «Но хотя сегодня украинский президент пытается изменить риторику, пока относиться к его маневрам всерьез не приходится. Потому что базовым условием для украинского лидера остается продолжение конфронтации, благодаря которой он и способен удерживаться у власти. В то время как с прекращением огня и достижением мира Зеленский рискует лишиться трона. Поэтому он и продолжает свою игру, одновременно пиарясь на фоне поставленных ВСУ самолетов F-16 и призывая западных союзников к наращиванию ударов дальнобойными ракетами по российскому тылу, а также продолжая атаки по Крыму», – заметил Затулин. По его словам, для России также важно подтвердить собственную договороспособность. Хотя у Москвы возникают опасения, а не являются ли все нынешние призывы Киева к мирным переговорам очередной уловкой, призванной помочь потянуть время и вновь отмобилизоваться.
На таком фоне весьма показательным представляется и изменение риторики главы офиса президента Украины Андрея Ермака, который еще в начале апреля указал в интервью, что какое-либо соглашение и компромиссы с Россией на данном этапе «совершенно невозможны». Но на днях и Ермак сообщил журналистам, что военный конфликт в Украине необходимо завершить как можно скорее достижением справедливого мира.