0
5992
Газета СНГ Интернет-версия

11.09.2024 19:28:00

Кишинев теряет порт на Дунае

Румыния хочет с помощью молдавской гавани стать хабом в Черном море

Тэги: румыния, молдавия, экономика, торговля, дунай


румыния, молдавия, экономика, торговля, дунай Порт Джурджулешты обеспечивает Молдавии выход в Черное море. Фото с сайта www.gfp.md

Румынское отделение Европейского радио сообщило, что Бухарест борется с двумя братьями-миллиардерами из Болгарии за молдавский порт на Дунае Джурджулешты. В Румынии надеются, заполучив его, сделать свой порт в Констанце хабом по перевалке грузов в Черном море. Молдавское правительство сообщило, что Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР – мажоритарный акционер порта) ведет переговоры по его продаже с потенциальными инвесторами из Румынии, Болгарии, Турции, Нидерландов и Дании. Эксперт Вячеслав Ионицэ считает, что Кишинев может лишиться морской гавани.

Молдавская общественность в очередной раз возбудилась, узнав о том, что порт Джурджулешты на Дунае может быть продан либо Румынии, либо Болгарии, и тогда республика лишится выхода к Черному морю.

Экономический эксперт Вячеслав Ионицэ сравнил ситуацию вокруг Джурджулештского порта с кражей миллиарда долларов из банковской системы страны в 2014 году. «Мы потратили на этот порт огромные средства, но в итоге остались и без порта, и без денег, а у Европейского банка реконструкции и развития, у которого мы брали кредит и по которому расплатились, в наличии сейчас и порт и деньги», – сказал эксперт.

По его словам, «сегодня Молдова находится в катастрофической ситуации». «Объекты критической инфраструктуры по различным схемам оказались под управлением сомнительных лиц. Активы стоимостью в десятки миллионов евро торгуются через офшорные зоны по цене в несколько сотен евро. Ответственные органы не предпринимают никаких мер для противодействия таким сделкам, и даже если есть окончательные решения судов, госорганы не прилагают ни малейших усилий для обеспечения их исполнения. А правительство и его представители «забывают», что у них есть международные обязательства по защите инвестиций. В результате Молдова находится на пороге судебного разбирательства с начальным инвестором Джурджулештского порта, в рамках которого она будет обязана выплатить компенсацию в размере 52 млн евро в соответствии с инвестиционным соглашением 2004 года, подписанным правительством и проголосованным парламентом», – отметил Ионицэ.

Против возможной покупки Румынией молдавского порта выступили бывшие президенты РМ – Владимир Воронин и Игорь Додон. Ранее Воронин рассказывал, как президенты Украины и Румынии пытались отговорить его от намерения построить Джурджулештский порт.

«Я помню беседы с Леонидом Кучмой – бывшим президентом Украины, который говорил: «Зачем тебе строить? Лучше пусть деньги пойдут на что-то другое. Я тебе даю порт Рени в бесплатную аренду, и грузи, разгружай, отправляй». Я помню беседы с Ионом Илиеску – бывшим президентом Румынии: «Мы вам протянем трубопроводы и будем качать вам нефть, все обеспечим. Зачем вам этот порт? Там узкий фарватер Дуная, куда вы лезете?» И уже тогда я сказал, что нет, порт будет, потому что Молдова должна иметь выход к морю», – рассказал Воронин в телеэфире. Он отметил, что если это все же случится, то вызовет большой скандал, так как будет означать «значительную потерю Молдовой своего суверенитета».

«Категорически нельзя позволить, чтобы румыны купили Джурджулештский порт. Там не частная, а государственная земля. Она временно была сдана в аренду тем, кто построил этот порт. Это государственный проект, и это касается наших национальных интересов. Государственная земля должна остаться в собственности государства», – написал ранее в соцсети Игорь Додон.

Экс-посол РМ в РФ Анатолий Царану заметил «НГ», что в случае приобретения Румынией порта в Джурджулештах «румынские законы с экономической точки зрения будут работать в этой зоне».

Газета «Молдавские ведомости» по этому поводу написала: «Румыния, замыкая на себя Джурджулешты, становится монополистом грузовой перевалки в дельте Дуная».

Причиной заинтересованности Бухареста в покупке молдавского порта стало желание сосредоточить в своих руках основные транспортные и грузовые потоки в процессе послевоенного восстановления Украины. Об этом сказал премьер-министр Румынии Чолаку: «Одним из важнейших центров восстановления Украины после окончания конфликта станет Румыния. И она должна быть логистически готова к такому узлу. Порт Констанца на данный момент имеет стратегическое значение. Я не знаю, что будет с Одессой. Но в Республике Молдова есть еще один небольшой порт – Джурджулешты. И Румыния через министра транспорта уже выразила заинтересованность ЕБРР, который является мажоритарным акционером порта, в его приобретении и развитии».

В 1996 году правительство республики, возглавляемой президентом Ворониным, договорилось с Киевом о передаче Молдавии 400 м украинского берега Дуная в обмен на разрешение построить на молдавской территории украинскую автодорогу Одесса–Рени. Для Киева эта трасса была очень важна, в том числе и с геополитической точки зрения. Представитель президента Украины в РМ по Приднестровью Евгений Левицкий сказал тогда «НГ», что эта дорога может проходить по Румынии в случае объединения с ней Молдавии. Такую перспективу в РМ в 90-х годах прошлого века активно обсуждали, как, впрочем, и сегодня.

Порт Рени находится в 30 км от молдавского села Джурджулешты, где в 1999-м молдаване построили свой порт. Эти два порта всегда конкурировали, но на фоне конфликта в Украине молдавский приобрел стратегическое значение не только для Молдавии, но и для Украины. А после выхода России из зерновой сделки он превратился в своеобразный хаб, через который проходит 62% экспортных грузов Украины, предназначенных для ЕС. Сегодня через порт в Джурджулештах в страны Евросоюза поставляются пшеница, кукуруза, подсолнечное масло. Молдавия благодаря этому стала главной транзитной территорией для украинского экспорта, учитывая, что кроме водного коридора для поставок используются и наземные пути – авто- и железные дороги. Румыния в случае удачной сделки может перехватить выгодную зерновую инициативу у Молдавии.

В принятом недавно меморандуме правительство Румынии констатирует, что решение о покупке молдавского порта является частью стратегии Румынии по укреплению позиций порта Констанца в Черноморском регионе и расширению его возможностей в качестве ключевого транспортного и логистического узла в Центральной и Юго-Восточной Европе. В меморандуме отмечается, что Джурджулештский порт является «логистическим узлом стратегического назначения» и «хорошо связан ширококолейными и узкоколейными железнодорожными линиями».

По данным румынских СМИ, среди потенциальных покупателей международного свободного порта Джурджулешты помимо румынской компании «Администрация морских портов Констанца» значится и болгарская компания MBF Port Burgas. Она управляет двумя терминалами в порту Бургас и является частью АО «Болгарский морской флот», известной как «Навибулгар». 70% акций компании принадлежит братьям-миллиардерам Кириллу и Георгию Демушиевым. По данным Forbs, их состояние оценивается в 4,2 млрд долл. В правительстве Молдавии сообщили, что ЕБРР также ведет переговоры о продаже порта с инвесторами из Турции, Нидерландов и Дании.


Читайте также


Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Максимальный рост занятости ожидается у аграриев, водителей и программистов

Михаил Сергеев

Рискуют потерять работу банкиры, бухгалтеры, финансисты и администраторы

0
1242
Кишинев против освещения Зоны безопасности на Днестре

Кишинев против освещения Зоны безопасности на Днестре

Светлана Гамова

Российских миротворцев хотят остановить, как приднестровские заводы

0
2338
Зачем Мелони летала во Флориду

Зачем Мелони летала во Флориду

Александр Тараканов

Премьер Италии продемонстрировала образец "дипломатической эквилибристики"

0
2032
Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков. Си Цзиньпин потребовал предотвратить повторение недавней волны массовых убийств, потрясших страну

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в Китайской Народной Республике по состоянию на 06.01.25

0
2959

Другие новости