Овощи и фрукты обходятся белорусам все дороже. Фото с сайта www.sb.by
Согласно данным, обнародованным Белорусским национальным статистическим комитетом, по итогам августа рост цен в годовом выражении составил 6,1%. И это тревожный сигнал, поскольку инфляция впервые превысила официальные прогнозы. Причем больше всего дорожают продукты питания. Эксперты считают, что ручной метод регулирования цен, применяемый властями, перестает давать эффект.
По данным Белстата, индекс потребительских цен на товары и услуги в августе 2024 года по сравнению с августом 2023-го составил 106,1%. Между тем правительство Белоруссии в своих плановых показателях определило максимальный уровень инфляции по году в 6%. Таким образом, предел этот превышен, и есть угроза, что рост цен на этом не остановится.
Но проблема для простых людей, конечно, не в сухих цифрах, а в том, что конкретно дорожает опережающими темпами. Эксперты отмечают, что прежде всего это касается продуктов питания. В августе этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого заметнее всего подорожали помидоры, огурцы, чеснок, оливковое масло. Отмечается, что помидоры за год выросли в цене почти в два раза, капуста – на треть. Но некоторые продукты, напротив, подешевели.
При этом, если анализировать статистику помесячно, то в августе относительно июля цены в целом, наоборот, снизились на 0,1%. Эксперты считают, что главная причина таких колебаний – ручное управление ценами в стране. Оно позволяет добиваться временного эффекта, но рынок все равно берет свое.
Между тем ручное управление ценами – это принципиальная позиция президента Александра Лукашенко. Еще весной он заявлял, что от практики госрегулирования в Белоруссии «не отступят». «Система контроля за ценообразованием, за этим всем комплексом будет только усиливаться. Такая задача поставлена перед правительством. Я прошу иметь это в виду и Национальному банку и делать все необходимое, чтобы люди меньше на нас обижались в связи с ростом цен, инфляцией в стране», – указывал тогда Лукашенко.
Экономист Алесь Гудия на интернет-портале, анализирующем актуальную политико-экономическую ситуацию в Белоруссии, отмечает: «Белорусские чиновники летом и осенью сталкиваются с особенно трудной задачей: им нужно удерживать баланс между доступностью продуктов для населения и экономической выгодой для производителей. С одной стороны, чрезмерное сдерживание цен может привести к дефициту товаров, так как производители и импортеры потеряют интерес к продажам. С другой стороны, если позволить инфляции разгуляться, это окажет негативное воздействие на покупательскую способность населения».
При этом ситуация на продовольственном рынке для белорусов более значима, чем, например, для их ближайших соседей из ЕС. На продукты питания приходится 38% их потребительских расходов, в то время как в Литве, Латвии и Польше у граждан этих стран на еду уходит лишь около 20%. Разумеется, рост цен на продукты особенно ощутим для семей с низким достатком.
Экономист отмечает, что для Белоруссии очень характерно явление, именуемое чипфляцией (от англ. cheap – «дешевый»). Этот термин означает рост цен на сегмент недорогих товаров. Имеется весьма наглядный пример: цены на икру в Белоруссии за год снизились на 9%, а вот селедка подорожала на 14%.
Распространено в стране и иное явление, также обозначаемое англоязычным термином – шринкфляция (от англ. shrink – «сокращать»). Он означает сокращение производителями объема продукта в упаковке при сохранении цены на эту упаковку. Таким образом удается ускользнуть от пристального взора госрегуляторов.
Научный сотрудник центра экономического анализа BEROC Анатолий Харитончик в соцсетях также рассматривает проблему выхода овощей и фруктов из-под ценового контроля. «Сезонные цены на овощи и фрукты в августе в среднем выросли на 18,9% к тому же месяцу прошлого года, следует из данных Нацбанка. Такими темпами эти продукты не дорожали в последний летний месяц с 2020 года. Даже до введения жесткого регулирования цен темп роста был более чем в два раза ниже (8,1% в августе 2022 года к тому же месяцу 2021-го)», – отмечает экономист.
Эксперт указывает на то, что, как правило, сезонные овощи и фрукты в целом в августе дешевеют по отношению к июлю. Так было и в этом году, но снижение было гораздо скромнее, нежели обычно.
«Например, огурцы и капуста подорожали рекордно за последние пять лет даже без снятия сезонности. В результате если мы уберем влияние сезонного фактора, то годовой прирост цен плодоовощной продукции в августе составил примерно 70%. Это гигантский темп. И на самом деле это началось не в августе – все три летних месяца овощи и фрукты дорожали чуть больше чем на 3% в среднем ежемесячно (без учета сезонности). Это почти 50% в месяц роста в годовом выражении».
Почему же чиновникам не удается исполнить указания президента и железной рукой удержать цены в определенных рамках?
Экономист поясняет, что при всем их искреннем рвении не все подвластно административному контролю. «Где есть возможность и экономические условия позволяют регулировать цены жестко, там это делают. Например, наблюдается крайне действенное регулирование в части непродовольственных товаров. А там, где цены волатильные, где они зависят от погодных условий, колебаний, внешнеэкономической конъюнктуры, ситуации в России и даже от того, что, допустим, мошки напали и съели всю капусту, очевидно, там вы не сможете держать цены. Иначе из торговых сетей та же капуста просто исчезла бы», – объясняет эксперт.