Глава МИД Польши Радослав Сикорский придумал, как отправить на фронт беженцев-украинцев – оставить их без пособий. Фото Reuters
В Польше не удалось набрать достаточно добровольцев для создания Украинского легиона, хотя в Варшаве уже все подготовили для их приема, заявил глава польского МИД Радослав Сикорский. И таким образом оспорил озвученное накануне его украинским коллегой Андреем Сибигой заявление о том, что подготовка к созданию упомянутого легиона еще продолжается. Видимо, Варшава в большей мере сегодня готова прислушиваться к Брюсселю, нежели к Киеву, чтобы избежать всякого непосредственного вовлечения в военный конфликт с Россией, указали эксперты.
Польская сторона ожидает достаточного количества заявлений от добровольцев-украинцев, чтобы начать формировать Украинский легион. Об этом заявил министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в опубликованном во вторник интервью для киевских СМИ.
Как он отметил, тысячи проживающих в Польше украинских мужчин зарегистрировались в соответствующей базе данных, чтобы обновить свое место жительства. «Они сообщили, что теоретически доступны. Но, по моим данным, до сих пор недостаточно добровольцев, готовых сформировать бригаду», – подчеркнул Сикорский. По его словам, польская сторона готова к набору. «Мы готовы, мы уже давно все сделали, а теперь ждем украинских добровольцев», – добавил министр.
Тогда как недавно назначенный главой украинского МИД Андрей Сибига разъяснил накануне на пресс-конференции с польским коллегой в Киеве, что пока необходимая подготовка по созданию добровольческого легиона по линии министерств обороны двух стран продолжается. Так он прокомментировал информацию о том, что рекрутинг добровольцев в Украинский легион в Польше осуществляется только «на бумаге». Соглашением по гарантиям безопасности, подписанным в начале июля этого года президентом Украины Владимиром Зеленским и премьер-министром Польши Дональдом Туском, предусматривалось взаимодействие сторон по подготовке украинского военного подразделения на польской территории из числа добровольцев-украинцев, проживающих за рубежом. «Для того чтобы это перешло в практическую плоскость, должны осуществиться соответствующие практические шаги по линии министерств обороны. Они сейчас на стадии финализации», – разъяснил Сибига. И заверил, что, как только подготовка по данному «чувствительному вопросу» завершится, дело перейдет в искомую практическую плоскость.
Любопытно, что на упомянутой пресс-конференции украинский министр также рассказал о продолжении дискуссий с представителями Польши по использованию ее средств противовоздушной обороны для сбивания российских ракет над территорией Украины. «Прилагаем максимум усилий в работе с партнерами для построения «Коалиции смелых», которая создаст условия для этого решения», – сказал Сибига. В ответ Сикорский уточнил, что данный вопрос зависит от союзников. И назвал более насущной задачей поставку большего количества систем ПВО для защиты атомных электростанций Украины. Кроме того, он сообщил, что в ходе недавней встречи с госсекретарем США Энтони Блинкеном в Варшаве поддержал право Украины на применение западного вооружения для нанесения ударов в глубь РФ.
Но, похоже, завуалированные намеки Киева на недостаточную смелость Варшавы для участия в заявленной «Коалиции смелых» все же раздражают нынешние власти Польши, куда от военных действий выехало около 1 млн украинских беженцев, которые по-прежнему не рвутся на фронт.
Очевидно, в данной ситуации также отражается известная противоречивость, существующая в отношении к заявленному формированию в самой Польше, пояснил «НГ» ведущий научный сотрудник Центра Вышеградских исследований Института Европы РАН Михаил Ведерников. При этом для нынешних польских властей, по его определению, более значимыми представляются подходы Брюсселя, предпочитающего ограничивать помощь Украине финансовой и экономической поддержкой, но воздерживаться от всякого прямого вовлечения в военный конфликт как в виде непосредственного участия в формировании того же Украинского легиона, так и в рамках практического отражения российских атак по военной и энергетической инфраструктуре на территории Украины. И с этой точки зрения чрезмерный гонор представителей Киева и их готовность «бежать впереди паровоза» явно раздражает Варшаву.
В то же время, продолжил Ведерников, там хотят, чтобы боевые действия с Россией продолжались украинскими руками. А потому также призывают страны Евросоюза отказаться от соцподдержки украинских беженцев-мужчин, чтобы стимулировать их возвращение домой. Хотя подобные призывы тоже носят популистский характер, так как большинство выехавших из Украины мужчин успешно трудятся в странах пребывания, помогая восполнить тамошнюю нехватку рабочих рук. Но так или иначе по мере продолжения масштабного военного конфликта с РФ, начавшегося в феврале 2022 года, и в других странах ЕС уровень соцвыплат для украинских мигрантов постепенно начинает сокращаться, в том числе с целью уменьшения нагрузки на местные бюджеты, констатировал ведущий научный сотрудник Центра Вышеградских исследований Института Европы РАН.
Примечательно, что на днях глава польской дипломатии также с негодованием рассказал журналистам, как стригся в парикмахерской у молодого украинца, который в силу призывного возраста должен быть сейчас на родине в составе Вооруженных сил Украины (ВСУ). В связи с чем Сикорский призвал страны ЕС лишить соцвыплат украинских беженцев-мужчин. «Сокрытие от призыва – это не повод для финансовой помощи. Просто прекратите им платить», – определил министр. И привел в качестве примера Германию, где украинцы получают значительную помощь, уровень которой в сумме с компенсацией за жилье может превышать 1000 евро на одного человека. Значительные суммы выплат предусмотрены для украинских беженцев также во Франции и Нидерландах. Тогда как Варшава подобную социальную поддержку не предоставляет, и такой подход получил одобрение украинской стороны, указал в заключение Сикорский.