0
6444
Газета СНГ Интернет-версия

07.10.2024 19:46:00

В новом военном бюджете Киев резко нарастил расходы на госаппарат

Затраты на соцзащиту населения Украины сравнялись с процентными выплатами по долгам

Тэги: украина, военный бюджет, расходы на госаппарат, затраты на соцзащиту населения

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, военный бюджет, расходы на госаппарат, затраты на соцзащиту населения Депутат Верховной рады Ярослав Железняк не уверен, что средства от повышения налогов и акцизов пойдут на армию. Фото с сайта www.rada.gov.ua

На фоне дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу госбюджетом Украины на 2025 год вновь предусмотрено значительное увеличение затрат на госуправление. По сравнению с соответствующим уровнем расходов в 99,8 млрд грн (свыше 199,6 млрд руб.) в 2023 году, на следующий год запланировано их повышение более чем вдвое – до 209,7 млрд грн (419,4 млрд руб.). Таким образом киевская власть стремится обеспечить лояльность представителей госаппарата и их заинтересованность в подавлении всякой протестной активности в условиях продолжающихся военных действий, а кроме того, рассчитывает повысить эффективность админресурса с учетом возможного проведения выборов в стране в будущем году, отметили эксперты.

В условиях продолжающегося с февраля 2022 года масштабного военного конфликта с Россией в украинском государстве наиболее заметно в процентах к внутреннему валовому продукту выросли оборонные расходы – с 2,3% ВВП в 2021 году до 32,1% ВВП в 2023-м. В проекте бюджета на 2025 год заложено их снижение до 18,8% ВВП, но в случае продолжения боевых действий до конца 2025 года надо ожидать внесения поправок в бюджетный документ с увеличением упомянутого расходного пункта, подчеркнула директор по научной работе Growford Institute Татьяна Богдан в своей статье, опубликованной в понедельник в одном из ведущих киевских изданий. И тем самым сразу указала на одну из вероятных острых проблем следующего года. Напомним, в июле 2024 года глава украинского Минфина Сергей Марченко объявил о неожиданном возникновении бюджетной дыры в 500 млрд грн (более 1 трлн руб.), которую премьер-министр Денис Шмыгаль обосновал прежними прогнозами зарубежных партнеров Киева, ожидавших окончания боевых действий уже к середине текущего года. Притом что в целом в будущем году, как следовало из представленного кабмином в Верховную раду Украины (ВР) в середине сентября бюджетного проекта, ожидались доходы госбюджета на уровне 2 трлн грн (4 трлн руб.), а расходы – на уровне 3,6 трлн грн (7,2 трлн руб.)

В то же время, продолжила Богдан, наряду с направлением существенной части бюджетных ресурсов на финансирование армии зафиксировано сокращение выделенных средств на соцзащиту и развития человеческого капитала. К тому же расходы на социальную защиту в 2025 году достигнут минимальной отметки в 5,7% ВВП (при уровнях в 8,7 и 7,9% ВВП в 2022 и 2023 годах). Номинально указанные расходы намечено уменьшить на 54,5 млрд грн (109 млрд руб.) относительно плана на 2024 год. Это увязывалось с сокращением дотаций Пенсионному фонду, а также выплат жилищных субсидий и пособий гражданам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Примечательно, что аналогичного уровня в 5,7% ВВП составят и выплаты по госдолгу. По данному пункту в следующем году намечено израсходовать на 72 млрд грн (144 млрд руб.) больше, чем в 2024 году.

Еще одну тревожную тенденцию подтвердил анализ расходов по экономической структуре, вновь выявив сокращение доли капитальных расходов бюджета: с 9% их общего объема в 2021 году до 7,3% в текущем году и до 5,4% в 2025-м. Относительно ВВП капрасходы должны уменьшиться с 3,2–3,7% в 2023–2024 годах до 2,6% ВВП в 2025 году.

Причем одним из факторов сокращения капитальных расходов бюджета, констатировала автор, стало необоснованное наращивание расходов на органы государственной власти. Так, в бюджете-2025 ассигнования будут увеличены на аппараты 23 министерств и ведомств Украины на 15 и более процентов. В частности, аппарат Фонда госимущества будет обходиться бюджету почти втрое дороже, чем в 2024 году, а Министерства аграрной политики – в 2,4 раза., Госпограничной службы – на 58%, Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры – на 47%, а Бюро экономической безопасности – на 44%.

В августе текущего года в топ-20 управленческих органов месячная зарплата варьировалась от 59 тыс. грн (118 тыс. руб.) в Минэкономики и Госслужбе по делам детей, до 69 тыс. (138 тыс. руб.) в Государственной налоговой службе, 72 тыс. (144 тыс. руб.) в секретариате кабинета министров, 97 тыс. (194 тыс. руб.) в Антимонопольном комитете и 112 тыс. (224 тыс руб.) в Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Показательны и запланированные темпы роста оплаты труда в госструктурах. Например, в уже упомянутом Бюро экономической безопасности они должны повыситься на 75% в сопоставлении с 2024 годом, а в Государственной налоговой службе – на 39%, в Счетной палате – на 38%, в Национальном антикоррупционном бюро – на 28%, перечислила аналитик. По ее определению, отмеченные противоречивые параметры способны отрицательно повлиять на социально-экономическую устойчивость страны.

Впрочем, ожидать такой реакции от киевского руководства вряд ли следует, заметил «НГ» экс-депутат Верховной рады Украины Владимир Олейник. «Кому война, а кому мать родна. И конечно, она выгодна также для тех украинских чиновников, что зарабатывают коррупционные миллионы долларов на мобилизационных процессах. Тогда как исполнительная власть щедро делится с остальными госструктурами, чтобы подавить всякий потенциал к сопротивлению. В том числе и в той же Верховной раде, которая, как и прочие общественные институты, призванные как-то сдерживать власть, давно не делает этого», – отметил Олейник.

И наряду с прочим согласился с мнением нынешнего депутата Верховной рады Ярослава Железняка, ранее отметившего в соцсетях, что предусмотренное бюджетным проектом выделение десятков миллиардов гривен на дорожное строительство в условиях идущего военного конфликта носит коррупционный характер. «Действительно, киевские власти поняли, что помимо репутационных бонусов на проектах дорожного строительства можно заработать и материальные. Поскольку достаточно сложно проверить, к примеру, сколько слоев щебенки было уложено. Да собственно, в данном случае и неважно, сколько новых миллиардов власти собираются затратить. Главное, сколько сразу намерены списать. Вроде того, как раньше списывались средства на строительство оборонительных укреплений, из-за отсутствия или недостаточного качества которых потом возникали скандалы», – прокомментировал эксперт.

Отметим, как сообщил парламентарий Железняк в соцсетях в конце сентября, вопреки прежним заверениям властей о том, что повышение акцизов и налогов направлено исключительно на нужды армии, в бюджете 2025 года заложено около 43,2 млрд грн (86,4 млрд руб.) на дорожный фонд. Свое сообщение парламентарий сопроводил множеством восклицательных знаков. А также прибавил, что похоже средства от повышения налогов пойдут не на армию, а на коррупционные схемы. 


статьи по теме


Читайте также


Киев не останется без американской помощи

Киев не останется без американской помощи

Владимир Мухин

Вооруженные силы Украины смогут сохранять боеготовность еще относительно долгое время

0
1598
Польша не хочет быть младшим партнером Украины

Польша не хочет быть младшим партнером Украины

Наталья Приходко

В Киеве не только помощь от Варшавы воспринимают как должное

0
1162
Зеленский рассчитывает на договоренность о мире из пяти документов

Зеленский рассчитывает на договоренность о мире из пяти документов

Геннадий Петров

В США считают, что разрешили большую часть спорных вопросов, препятствующих окончанию конфликта РФ и Украины

0
2295
Украина вливается в европейскую систему производства вооружений

Украина вливается в европейскую систему производства вооружений

Владимир Мухин

Опыт продолжающихся боевых действий ЕС намерен использовать для укрепления своего оборонительного потенциала

0
2981