0
4988
Газета СНГ Интернет-версия

07.10.2024 19:46:00

В новом военном бюджете Киев резко нарастил расходы на госаппарат

Затраты на соцзащиту населения Украины сравнялись с процентными выплатами по долгам

Тэги: украина, военный бюджет, расходы на госаппарат, затраты на соцзащиту населения

Все статьи по теме "Специальная военная операция в Украине"

украина, военный бюджет, расходы на госаппарат, затраты на соцзащиту населения Депутат Верховной рады Ярослав Железняк не уверен, что средства от повышения налогов и акцизов пойдут на армию. Фото с сайта www.rada.gov.ua

На фоне дальнейшего сокращения расходов на социальную сферу госбюджетом Украины на 2025 год вновь предусмотрено значительное увеличение затрат на госуправление. По сравнению с соответствующим уровнем расходов в 99,8 млрд грн (свыше 199,6 млрд руб.) в 2023 году, на следующий год запланировано их повышение более чем вдвое – до 209,7 млрд грн (419,4 млрд руб.). Таким образом киевская власть стремится обеспечить лояльность представителей госаппарата и их заинтересованность в подавлении всякой протестной активности в условиях продолжающихся военных действий, а кроме того, рассчитывает повысить эффективность админресурса с учетом возможного проведения выборов в стране в будущем году, отметили эксперты.

В условиях продолжающегося с февраля 2022 года масштабного военного конфликта с Россией в украинском государстве наиболее заметно в процентах к внутреннему валовому продукту выросли оборонные расходы – с 2,3% ВВП в 2021 году до 32,1% ВВП в 2023-м. В проекте бюджета на 2025 год заложено их снижение до 18,8% ВВП, но в случае продолжения боевых действий до конца 2025 года надо ожидать внесения поправок в бюджетный документ с увеличением упомянутого расходного пункта, подчеркнула директор по научной работе Growford Institute Татьяна Богдан в своей статье, опубликованной в понедельник в одном из ведущих киевских изданий. И тем самым сразу указала на одну из вероятных острых проблем следующего года. Напомним, в июле 2024 года глава украинского Минфина Сергей Марченко объявил о неожиданном возникновении бюджетной дыры в 500 млрд грн (более 1 трлн руб.), которую премьер-министр Денис Шмыгаль обосновал прежними прогнозами зарубежных партнеров Киева, ожидавших окончания боевых действий уже к середине текущего года. Притом что в целом в будущем году, как следовало из представленного кабмином в Верховную раду Украины (ВР) в середине сентября бюджетного проекта, ожидались доходы госбюджета на уровне 2 трлн грн (4 трлн руб.), а расходы – на уровне 3,6 трлн грн (7,2 трлн руб.)

В то же время, продолжила Богдан, наряду с направлением существенной части бюджетных ресурсов на финансирование армии зафиксировано сокращение выделенных средств на соцзащиту и развития человеческого капитала. К тому же расходы на социальную защиту в 2025 году достигнут минимальной отметки в 5,7% ВВП (при уровнях в 8,7 и 7,9% ВВП в 2022 и 2023 годах). Номинально указанные расходы намечено уменьшить на 54,5 млрд грн (109 млрд руб.) относительно плана на 2024 год. Это увязывалось с сокращением дотаций Пенсионному фонду, а также выплат жилищных субсидий и пособий гражданам, оказавшимся в сложных жизненных обстоятельствах. Примечательно, что аналогичного уровня в 5,7% ВВП составят и выплаты по госдолгу. По данному пункту в следующем году намечено израсходовать на 72 млрд грн (144 млрд руб.) больше, чем в 2024 году.

Еще одну тревожную тенденцию подтвердил анализ расходов по экономической структуре, вновь выявив сокращение доли капитальных расходов бюджета: с 9% их общего объема в 2021 году до 7,3% в текущем году и до 5,4% в 2025-м. Относительно ВВП капрасходы должны уменьшиться с 3,2–3,7% в 2023–2024 годах до 2,6% ВВП в 2025 году.

Причем одним из факторов сокращения капитальных расходов бюджета, констатировала автор, стало необоснованное наращивание расходов на органы государственной власти. Так, в бюджете-2025 ассигнования будут увеличены на аппараты 23 министерств и ведомств Украины на 15 и более процентов. В частности, аппарат Фонда госимущества будет обходиться бюджету почти втрое дороже, чем в 2024 году, а Министерства аграрной политики – в 2,4 раза., Госпограничной службы – на 58%, Министерства развития общин, территорий и инфраструктуры – на 47%, а Бюро экономической безопасности – на 44%.

В августе текущего года в топ-20 управленческих органов месячная зарплата варьировалась от 59 тыс. грн (118 тыс. руб.) в Минэкономики и Госслужбе по делам детей, до 69 тыс. (138 тыс. руб.) в Государственной налоговой службе, 72 тыс. (144 тыс. руб.) в секретариате кабинета министров, 97 тыс. (194 тыс. руб.) в Антимонопольном комитете и 112 тыс. (224 тыс руб.) в Национальной комиссии, осуществляющей госрегулирование в сферах энергетики и коммунальных услуг.

Показательны и запланированные темпы роста оплаты труда в госструктурах. Например, в уже упомянутом Бюро экономической безопасности они должны повыситься на 75% в сопоставлении с 2024 годом, а в Государственной налоговой службе – на 39%, в Счетной палате – на 38%, в Национальном антикоррупционном бюро – на 28%, перечислила аналитик. По ее определению, отмеченные противоречивые параметры способны отрицательно повлиять на социально-экономическую устойчивость страны.

Впрочем, ожидать такой реакции от киевского руководства вряд ли следует, заметил «НГ» экс-депутат Верховной рады Украины Владимир Олейник. «Кому война, а кому мать родна. И конечно, она выгодна также для тех украинских чиновников, что зарабатывают коррупционные миллионы долларов на мобилизационных процессах. Тогда как исполнительная власть щедро делится с остальными госструктурами, чтобы подавить всякий потенциал к сопротивлению. В том числе и в той же Верховной раде, которая, как и прочие общественные институты, призванные как-то сдерживать власть, давно не делает этого», – отметил Олейник.

И наряду с прочим согласился с мнением нынешнего депутата Верховной рады Ярослава Железняка, ранее отметившего в соцсетях, что предусмотренное бюджетным проектом выделение десятков миллиардов гривен на дорожное строительство в условиях идущего военного конфликта носит коррупционный характер. «Действительно, киевские власти поняли, что помимо репутационных бонусов на проектах дорожного строительства можно заработать и материальные. Поскольку достаточно сложно проверить, к примеру, сколько слоев щебенки было уложено. Да собственно, в данном случае и неважно, сколько новых миллиардов власти собираются затратить. Главное, сколько сразу намерены списать. Вроде того, как раньше списывались средства на строительство оборонительных укреплений, из-за отсутствия или недостаточного качества которых потом возникали скандалы», – прокомментировал эксперт.

Отметим, как сообщил парламентарий Железняк в соцсетях в конце сентября, вопреки прежним заверениям властей о том, что повышение акцизов и налогов направлено исключительно на нужды армии, в бюджете 2025 года заложено около 43,2 млрд грн (86,4 млрд руб.) на дорожный фонд. Свое сообщение парламентарий сопроводил множеством восклицательных знаков. А также прибавил, что похоже средства от повышения налогов пойдут не на армию, а на коррупционные схемы. 


статьи по теме


Читайте также


Киев готовится к мобилизации и боевым действиям в 2025 году

Киев готовится к мобилизации и боевым действиям в 2025 году

Владимир Мухин

НАТО и Евросоюз планируют продолжать военную поддержку Украины

0
973
Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Киевские власти вновь отвергли возможность выборов

Наталья Приходко

В отличие от полномочий Верховной рады продление полномочий президента не предусмотрено Конституцией Украины

0
713
Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Европейская интеграция рассорила страны ГУАМ

Грузия, Молдавия и Украина могут не стать членами ЕС в ближайшей пятилетке

0
833
О готовности украинцев к территориальным уступкам

О готовности украинцев к территориальным уступкам

Социология без политического процесса – это зачастую вопросы без ответов

0
2252

Другие новости