0
1974
Газета СНГ Интернет-версия

14.10.2024 19:34:00

Киев делает вид, что реформирует судебную систему

В Брюсселе имитируют контроль над заявленными преобразованиями

Тэги: украина, судебная система, имитация рефоры, конституционный суд, зеленский


украина, судебная система, имитация рефоры, конституционный суд, зеленский Президент Владимир Зеленский попытался взять под свой контроль Конституционный суд Украины, но не получилось. фото Reuters

Из Стратегии развития системы правосудия и конституционного судопроизводства на 2021–2023 годы, утвержденной указом президента Владимира Зеленского, на практике удалось осуществить только запуск новых составов Высшего совета правосудия и Высшей квалификационной комиссии судей Украины. Такой вывод сделали авторы «теневого отчета» ряда общественных организаций, порекомендовав властям подготовить новую стратегию, также с учетом соответствующих оценок от Евросоюза.

Единственным реальным результатом осуществления Стратегии развития системы правосудия и конституционного судопроизводства Украины на 2021–2023 годы, утвержденной указом президента Владимира Зеленского, стал запуск работы новых составов Высшего совета правосудия (ВСП) и Высшей квалификационной комиссии судей (ВККС). Кроме того, уже в конце 2023 года удалось запустить конкурсы на избрание судов первой и апелляционной инстанций, Конституционного суда Украины (КС), Высшего антикоррупционного суда (ВАКС) и Службы дисциплинарных инспекторов ВСП.

Об этом сообщили авторы опубликованного в понедельник «теневого отчета» ряда украинских общественных организаций во главе с Лабораторией законодательных инициатив. Они отметили, что срок реализации данной стратегии истек 31 декабря 2023 года, и сегодня ясно, что большинство положений не были выполнены из-за ряда внутренних и внешних факторов.

Среди внешних факторов была упомянута пандемия COVID-19 и начавшийся с февраля 2022 года масштабный военный конфликт с Россией. В числе внутренних факторов названа остановка работы органов судейского управления – ВСП и ВККС, самоустранение созданной президентом Комиссии по правовой реформе от заявленного реформирования под предлогом идущих военных действий. Но главное – отсутствие политической воли к преобразованиям, а иногда их откровенное саботирование.

И хотя в офисе президента Украины заявляли о разработке концепции развития системы правосудия на 2024–2026 годы, в публичном пространстве ее проект отсутствует, уточнили аналитики. По их определению, несмотря на очевидный прогресс в реформировании судебной власти, связанный с возобновлением работы ВСП и ВККС в 2023 году, в стране наблюдается немало проблем как в реализации стратегических задач реформы судебной власти в стране, так и в воплощении ее отдельных элементов. А потому руководству государства рекомендовалось принять стратегический документ развития судебной власти на следующие пять лет и с учетом всех международных обязательств утвердить четкий план их выполнения.

Наряду с прочим предлагалось провести анализ результатов уже проведенной судебной реформы в предыдущие периоды для определения ее эффективности. И в завершение приводились слова сотрудников представительства ЕС в Киеве во время презентации «теневого отчета» о том, что в Брюсселе его также используют для мониторинга и формирования дорожной карты реформ в сфере верховенства права, борьбы с коррупцией и защиты основных прав и свобод человека в украинском государстве.

Между тем даже прозвучавшие в этом докладе ссылки на самоустранение президентских структур от намеченного реформирования или даже его саботирования не обрисовали всей критичности сложившейся ситуации в судебной системе в совокупности. Тем более что и возобновление работы той же ВККС никак нельзя было отнести к результатам реформирования, поскольку оно подразумевало лишь прекращение беспрецедентной приостановки деятельности названной структуры в 2019–2023 годах.

О восстановлении ее нормальной работы говорить пока рано. Поскольку, несмотря на весенние призывы послов G7 к проведению прозрачных выборов нового руководителя ВККС, его избрание 20 июня не увенчалось успехом, так как оба кандидата – Андрей Пасечник и Руслан Сидорович – по итогам тайного голосования не получили необходимого количества голосов. А значит, в будущем предстоят новые выборы.

Тогда как ВККС играет чрезвычайную роль в формировании судебной системы, переживающей острейший кадровый кризис. По данным отраслевых аналитиков, всего на конец июня в местных судах Украины не хватало 29% судей в судах первой инстанции и 52% – в судах второй инстанции. А в апелляционных общих судах ситуация оказалась еще сложнее – там были вакантны 62% должностей. Причем, по прогнозам, нехватка специалистов в украинских судах продлится минимум до 2027 года. И это при условии, что Высшая квалификационная комиссия судей проведет все запланированные конкурсы и заполнит большинство существующих вакансий, отметила ранее эксперт по судебной реформе Лаборатории законодательных инициатив Карина Асланян.

Должность главы ВККС стала вакантной с марта текущего года, когда после скандала из-за якобы имевшегося гражданства РФ с должности главы и из комиссии был вынужден уйти Роман Игнатов (после чего исполняющим обязанности руководителя назначили его зама Руслана Сидоровича. – «НГ»). Комментируя возникшее положение, местные журналисты допустили, что с учетом значимости ВККС также нельзя исключить «заинтересованность политического руководства государства в установлении определенного контроля за ее деятельностью».

Именно из-за желания президента Владимира Зеленского взять под свой контроль Конституционный суд Украины тот, вопреки закону, попытался снять с должности главы КС Александра Тупицкого в конце 2020 года, напомнил «НГ» экс-депутат Верховной рады, заслуженный юрист Украины Владимир Олейник, также бывший председателем суда в Черкассах в середине 80-х годов прошлого века. Однако Тупицкий тогда оспорил это решение, после чего уже в сентябре текущего года сообщил, что проходит лечение в австрийской больнице от отравления, следы которого, по его словам, ведут в Киев. Но так или иначе сам Зеленский затем не смог обратиться в КС с запросом относительно легитимности собственных полномочий (окончательно истекших в конце мая этого года), опасаясь негативного вердикта.

Также показательно, продолжил Олейник, что после того как председателя Верховного суда Украины Всеволода Князева в мае прошлого года поймали на взятке почти в 3 млн долл., правоохранители провели обыски еще у 20 судей, и хотя, по имеющейся информации, у них тоже нашли необходимые улики, их не отстранили от должности. Это помогло обеспечить искомый контроль Банковой (столичная улица, где расположен офис президента) над судейским корпусом, указал бывший депутат ВР.

Впрочем, уточнил он, хотя Конституцией Украины также предусмотрено разделение на три ветви власти – законодательную, исполнительную, судебную, в сегодняшних обстоятельствах это не играет практической роли. «После госпереворота 2014 года украинское государство фактически прекратило свое существование и на деле превратилось в колонию США. Сегодня Вашингтон осуществляет контроль над Украиной. И в таких условиях ее президентов Петра Порошенко (в РФ внесен в список террористов и экстремистов) и Владимира Зеленского можно считать смотрящими», – заметил Олейник. 


Читайте также


Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Польские фермеры возобновляют протесты против украинского транзита

Наталья Приходко

Варшаве не понравилось, что Киев исключил ее из числа ключевых партнеров

0
519
И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

И все-таки выборы в США имеют значение для всего мира

Геннадий Петров

Исход борьбы за Белый дом может полностью поменять ход нескольких конфликтов

0
771
Украина подготовила резерв из 14 бригад, но им не хватает бронетехники

Украина подготовила резерв из 14 бригад, но им не хватает бронетехники

Владимир Мухин

Перейдя к стратегическому отступлению на восточном фронте, ВСУ активизируют удары дронами вглубь России

0
770
Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Киев надеется заключить с Москвой новую "энергетическую сделку"

Наталья Приходко

За ней, как за зерновым соглашением, также могут стоять интересы Турции

0
1752

Другие новости