Бывший генпрокурор РМ Александр Стояногло вопреки всем прогнозам перевел президентские выборы во второй тур. Фото Reuters
Какими бы ни оказались окончательные цифры подсчета голосов на еврореферендуме в Молдавии, уже ясно, что действующий президент Майя Санду его проиграла. Разрыв в 1% – не тот результат, которого добивалась Санду, а также главы стран ЕС, еженедельно посещавшие Кишинев и агитировавшие молдаван за европейский вектор страны. То, что практически вся Гагаузская автономия сказала «нет» европейскому будущему, никого не удивило. Как и решение города Бельцы и Приднестровья. Удивили приграничные города, традиционно считавшиеся прорумынскими, такие как Унгены, – они не поддержали ЕС.
Выборы президента Республики Молдова (РМ) и еврореферендум прошли в стране 20 октября. А утро следующего дня принесло известие, которое местные журналисты назвали сенсацией. Первый подсчет голосов, отданных на референдуме, показал почти 10-процентный отрыв вперед тех, кто «против» от тех кто «за». Этот стало шоком для правящей пропрезидентской партии PAS, весь год занимавшейся разъяснением гражданам, почему им надо голосовать за курс на ЕС и внести это в Конституцию.
Напомним, на референдуме избиратели отвечали на вопрос: «Поддерживаете ли вы внесение изменений в Конституцию с целью вступления Республики Молдова в Европейский союз?» Закон будет считаться принятым, если за него проголосует большинство граждан, принявших участие в референдуме. На избирательные участки пришли более 1,562 млн избирателей, явка составила 51,67%.
Неожиданностью итог референдума оказался и для общества в целом, которое против Евросоюза никогда не выступало. Однако все оказалось, как и сто лет назад: половина Молдавии смотрит на Запад, а другая – на Россию, теперь уже вместе с СНГ. В течение дня цифры менялись, но ненамного: после обработки 99,5% бюллетеней ЦИК сообщил, что за вступление в ЕС проголосовали 50,46% избирателей, а против – 49,54%. Подсчет на момент подготовки текста продолжался.
Ситуацию объяснил экономический эксперт Вячеслав Ионицэ: «Те, кто нападает на молдаван, говоря, что они «не умеют голосовать», ничего не поняли. Где была «рука Москвы» в 2020 году? Молдаване тогда твердо продемонстрировали, что они проевропейцы, ошеломив весь мир своим сильным и решительным проевропейским голосом». Он обратил внимание, что во всех недавних опросах молдаване продемонстрировали сильную проевропейскую позицию.
«Не вините избирателей. Они гораздо умнее, чем некоторые себе представляют, и доказали это, когда массово проголосовали за европейское будущее страны. Борьба идет не с Шором (лидер одноименной партии, запрещенной в РМ. – «НГ») или социалистами, а с разочарованием народа. Вы можете ликвидировать структуру Шора и закрыть московское телевидение, но как прикрыть некомпетентность и подозрения в коррупции в собственном лагере?» – задал вопрос эксперт.
«Молдаване выступают за ЕС, но не принимают то, что их стремления используются для маскировки неудач правительства. Прошедшее голосование было не антиевропейским, а антилицемерным. Люди не против европейской интеграции, а против использования ее в корыстных целях. Проблема не в избирателях, а в тех, кто думает, что может манипулировать искренними чаяниями молдаван. Молдаване проевропейски настроены, но они не дураки», – заключил Ионицэ.
Между тем член совета Центра стратегических коммуникаций и борьбы с дезинформацией Валериу Паша считает, что референдум проходил «в условиях мощной дезинформации, недостаточной коммуникации, но главное – при масштабной покупке голосов (речь идет не о 130 тыс., а о гораздо большей сумме)». Политический аналитик считает, что минимальный положительный результат на референдуме «стал возможен только благодаря абсолютно неожиданной мобилизации диаспоры». «Необходимо срочно принять жесткие меры для защиты выборов и недопущения подобного в будущем», – заявил Паша.
Майя Санду идет во второй тур президентских выборов. Фото Reuters |
«Это достаточно серьезное обвинение этих самых преступных группировок, и должны быть представлены какие-то доказательства общественности», – сказал по этому поводу пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков.
На фоне разгорающегося скандала вокруг итогов референдума снизился интерес к результатам президентских выборов. ЦИК сообщил, что, поскольку ни один из 11 кандидатов в президенты не набрал половины голосов, то 3 ноября состоится второй тур. В нем будут участвовать Майя Санду (42,33% от числа принявших участие в выборах) и бывший генпрокурор РМ Александр Стояногло (26,05%). Однако эти цифры еще могут быть поставлены под сомнение.
Директор компании социологических исследований IMAS Дору Петруци поставил под вопрос достоверность проведенных накануне выборов опросов, которые отдали победу действующей главе государства с большим отрывом от ее оппонентов. В частности, Петруци сослался на опрос общественной организации WhatchDog, проведенный совместно с CBS-AXA, в котором «намерение голосовать за Майю Санду было представлено на уровне 60,6% с большим отрывом от других кандидатов».
«На нынешних выборах госпожа Майя Санду получила 36,8% на территории Республики Молдова, что означает предложенную дополнительно разницу в +23,8%. В этом же опросе недооценен кандидат, занявший 2-е место, Александр Стояногло», – написал Петруци в соцсетях. Глава IMAS также обратил внимание, что «тот же консорциум, образованный WhatchDog и CBS-AXA, в день парламентских выборов 2021 года предложил оценку PAS, которая на 8,6% превышала результат, полученный PAS на территории Республики Молдова».
«В любой умеренно цивилизованной стране, где есть хоть клочок прессы (независимой или нет), я думаю, что создателям таких мошеннических опросов должны задать хотя бы один вопрос, хотя бы одернуть. Средства массовой информации, которые постоянно публиковали результаты опросов явно в поддержку PAS и Майи Санду и избегали реальных оценок в течение четырех лет, по крайней мере теперь смогли бы доказать, что среди них существует минимальное отношение к справедливости. Если они честны по отношению к народу, а не просто подыгрывают правительству и действующему президенту, они должны санкционировать этот громкий провал», – заключил Петруци.
Бывший вице-премьер РМ Нику Попеску прокомментировал ситуацию так: «Даже победа на пределе все равно остается победой. В демократических странах проигравшие принимают результат. И победители, и проигравшие обязаны работать вместе не для углубления разногласий, а для построения лучшего будущего. Каждая сторона извлекает уроки из этого процесса».
Что касается выборов президента, то они отошли на второй план, тем более что летом должны состояться выборы парламента. Их результат может превратить Майю Санду (если она останется главой государства) в чиновника с представительскими функциями, как, впрочем, и положено в парламентской республике, каковой является Молдавия. Четыре года своего правления Санду была фактически первым лицом в государстве, так как созданная ею партия PAS сформировала парламентское большинство.
Если Майя Санду победит во втором туре, то оставаться полноправной хозяйкой Молдавии ей придется полгода. К тому же в лице Стояногло, за которого голосовали Гагаузия, Приднестровье и город Бельцы (второй по численности после Кишинева), Санду получит серьезную политическую оппозицию.