Фото пресс-центра МИД РК
Работая в должности посла Казахстана в России, регулярно коммуницируя с представителями госаппарата, бизнеса, культуры и искусства в самых разных регионах страны, я заметил их неподдельный и живой интерес к происходящему в нашей республике. Очень часто в беседах мне говорят, что динамика перемен в Казахстане настолько высока, что за ней сложно уследить, а порой и понять.
Действительно, реализация государственного курса президента РК на построение справедливого Казахстана вызвала большие сдвиги не только в системе государственного управления, но и в самом этосе взаимоотношений власти и общества. Многие шаги, реализуемые сегодня, рассчитаны на долгосрочную перспективу и спустя годы станут основой политического наследия Касым-Жомарта Токаева.
Ценность справедливости является каркасообразующей в политике президента, вокруг нее выстроены и ей подчинены все остальные идеологемы. Это не политический бренд, не лозунг, а главное мерило эффективности государственных мер, на которое ориентированы все претворяющиеся в жизнь реформы.
Именно справедливость была центральным элементом предвыборной кампании Токаева в 2019 году, и уже тогда, на заре первой каденции главы государства, идейная основа его политического курса была концептуально оформлена. Таким образом, уже пять лет президент Республики Казахстан системно строит справедливое государство, базирующееся на пяти востребованных и прогрессивных смыслах.
Первый смысл – это закон и порядок. Справедливое общество невозможно без равенства всех перед законом, верховенства права и беспристрастной судебной системы. И за последние годы в этом направлении наша страна сделала гигантский шаг вперед.
Наверное, главное позитивное изменение, которое общество ощутило и поддержало, – это то, что в стране больше нет неприкасаемых людей, способных благодаря привилегированному положению избежать правосудия. Целая череда громких судебных прецедентов ознаменовала собой новую реальность.
Растет уровень доверия граждан к судебной системе, свидетельством чему служит стабильный рост исковых дел. Все чаще граждане обращаются к суду присяжных. В рамках проводимых реформ в стране создан Конституционный суд, в который для защиты своих прав и свобод может обратиться каждый гражданин республики. Принимаются меры по упреждению оказания давления на них, в том числе представителями силовых структур.
Эффективно заработала административная юстиция, которая призвана защищать потенциально слабую сторону в спорах с государственными органами. Например, до введения административной юстиции госорганы, как правило, выигрывали 85% дел. Сегодня же процент выигрыша граждан и бизнеса у государства превышает 60%. К тому же казахстанцы стали чаще судиться с органами власти, что говорит о растущей вере граждан в справедливый исход тяжб.
В июле текущего года глава нашего государства подписал новый закон, предусматривающий создание трех самостоятельных кассационных судов – по уголовным, гражданским и административным делам. Это значительно расширит доступность правосудия для граждан, улучшит условия для ведения бизнеса.
В обществе в целом культивируется нулевая терпимость к правонарушениям, государство заняло решительную позицию в борьбе с преступностью, последовательно внедряя практику неотвратимости наказания.
При этом лейтмотив порядка доминирует не только в правосудии, но и других сферах социального развития. Хороший пример – масштабная и долгосрочная страновая акция «Таза Казахстан», или «Чистый Казахстан», нацеленная на формирование и пропаганду новой культуры отношения к окружающей среде.
Смысл второй – политическое участие. Читателю наверняка известно, что не так давно казахстанцы сказали «да» строительству атомной электростанции. И в контексте данной статьи для нас важен сам факт проведения референдума по столь острому, непростому (учитывая исторический опыт, связанный с ядерными испытаниями на Семипалатинском полигоне) и в то же время судьбоносному вопросу.
Да, власть прекрасно понимала, что для экономики страны в будущем атомная энергетика жизненно необходима, однако благодаря плебисциту государство продемонстрировало понимание общественных фобий, уважительное отношение к сложно заживающим историческим травмам и свою готовность подчиниться народному вердикту, задействуя инструменты прямой демократии.
За пять последних лет наша страна приняла объемный пакет прогрессивных политических реформ. Большинство из них были нацелены на достижение трех ключевых целей.
Во-первых, это расширение политического участия граждан в управлении страной. Впервые внедрена выборность глав поселков, районов, городов областного значения. В рамках проведенных электоральных кампаний граждане ощутили в своих руках огромную силу перемен. Растет политическая культура на местах.
Во-вторых, это повышение разнообразия политического поля, следовательно, представленности интересов самых разных слоев населения и страт. В данном аспекте уместно упомянуть внедрение обязательной 30-процентной квоты для женщин и молодежи в партийных избирательных списках. Одним из важнейших прогрессивных преобразований первого года президентства Токаева стали законодательные изменения, расширившие права парламентской оппозиции, усилившие их полномочия и политическую субъектность.
Снижен порог для прохождения партий в нижнюю палату парламента РК – Мажилис. Раньше он составлял 7%, теперь 5%.
И в-третьих, проведена балансировка ветвей власти. Усилена роль представительных органов, включая парламент, повышена независимость судебной ветви, а в части собственных прав наш президент сознательно и добровольно пошел на самоограничение по целому ряду полномочий.
Так, за эти пять лет президент полностью обновил всю систему управления страной. Создал новые механизмы общественного контроля. Усилил подотчетность местных и центральных органов власти. Все это вкупе усложнило систему, а чем система сложнее, тем она устойчивее к внешним и внутренним вызовам.
Смысл третий – справедливая экономика. Сегодня экономика Казахстана проходит стадию серьезной трансформации. Государство ориентировано на создание режима наибольшего благоприятствования для инвесторов и бизнесменов. Снижается бюрократическая нагрузка, активно реализуются проекты в рамках свободных экономических зон, ведется борьба с проявлениями так называемой коррупционной ренты.
В свою очередь, бизнес также должен играть по новым правилам, создавая благоприятные условия для сотрудников. В случае откровенного пренебрежения безопасностью и благополучием работников, как это было с крупной компанией «АрселорМиттал Темиртау», государство готово принимать самые решительные меры.
При этом одним из важнейших аспектов проводимого курса является фискальная политика. Существует довольно популярное мнение, что ресурсодобывающие страны плохо собирают налоги. Они не сильно тревожат налогоплательщиков из числа «широкой базы» и в основном ориентированы на сбор НДПИ и прочих выплат, предусмотренных договорами о недропользовании.
Вместе с тем все это создает колоссальные условия для теневой экономики, сокрытия доходов, вывода средств за рубеж и коррупции.
Поэтому сейчас мы находимся на этапе разработки принципиально нового Налогового кодекса. Его ключевой задачей станет совершенствование механизмов налогообложения. Будет внедрена сервисная модель администрирования, упростится регистрация, налоговая отчетность будет сокращена, контроль – оцифрован. Активная работа над проектом кодекса продолжается в тесном сотрудничестве с экспертами и бизнесом для учета и обеспечения нужного баланса интересов государства, общества и предпринимательства.
В свою очередь, государство поддерживает тех, кто оказался в сложной жизненной ситуации, не оставляя таких граждан на обочине социального развития. Так было, когда государство осуществляло специальные выплаты во время пандемии, так было, когда государство субсидировало кредитные долги малоимущих, так было, когда государство взяло на себя полную ответственность за восстановление жилья в пострадавших от недавних паводков регионах.
Смысл четвертый – ответственная и сбалансированная внешняя политика. Сегодня растут неопределенность и непредсказуемость международных отношений. Вооруженные конфликты, возрождение блокового мышления, санкционные противостояния, разрыв традиционных торгово-экономических цепочек и рост протекционизма усиливают процесс так называемой деглобализации.
Растущая геополитическая напряженность на мировой арене отодвинула на второй план многие актуальные проблемы человечества, включая бедность, нехватку продовольствия, изменение климата и деградацию экологической ситуации в целом.
В данном ключе президент Токаев представил мировому сообществу свое видение и осмысление кризисных тенденций в статье о роли средних держав, нашедшей живой отклик у специалистов. В сущности, глава государства экстраполирует главную ценность своего внутриполитического курса – справедливость – на внешний контур.
Все мы прекрасно понимаем, что фактор силы – политической, экономической, военной – это константа глобальной системы. Всегда были, есть и будут страны с большим и меньшим влиянием на международные процессы. Но мы также видим, как мир, вверенный в руки великих держав, страдает болезнями неравенства, дискриминации и конфликтогенности.
Поэтому для его оздоровления так важно повышать инклюзивность и представленность, в том числе через реформирование международных структур и правил, на которых основан процесс принятия их решений.
Роль средних держав в мировой политике сродни роли среднего класса в обществе – это социальный медиатор и стабилизатор, важный агент технологического и экономического прогресса, культурный интегратор.
И у Казахстана в этом плане очень благоприятный страновой профиль: мы гармонично выстраиваем отношения со всеми полюсами мировой политики, обладаем невероятным транзитным потенциалом и внушительным дипломатическим бэкграундом. Цитируя вышеназванную статью президента, скажу: «Мы готовы выступить с новыми силами и заявить о своей роли не только как участника, но и как ответственного игрока на глобальной арене».
Смысл пятый – новая этика. В свете очевидного ценностного раскола, переживаемого человечеством, и нарастающего культурного размежевания словосочетание «новая этика» никого не оставляет равнодушным, приводя многих в состояние праведной ярости. Однако, используя эту категорию, я, конечно же, не имею в виду так называемую повестку, а говорю об идейных основах справедливого Казахстана.
При этом речь не идет о каком-то искусственном конструкте, родившемся в ходе мозговых штурмов в чиновничьих кабинетах, наоборот, это очень естественный, органичный ценностный набор, синтезированный на основе культурного и исторического бэкграунда нашего народа, философских традиций и учений крупнейших мыслителей Степи, общественных реакций на вызовы и изменения современного глобального мира.
Все это оформлено в идее президента «Адал Азамат». Прямой и калькированный перевод на русский язык дает значение «честного человека», однако данная категория все же гораздо шире и имеет коннотации, восходящие к античным учениям о калокагатии и в какой-то степени конфуцианским трактовкам гражданского.
Этой теме, очевидно, можно посвятить отдельную статью, однако, учитывая жанровые ограничения настоящего материала, я очень упрощенно выражу главную мысль этики «Адал Азамат»: ответственному гражданину за честный труд положен заслуженный успех. Наши ценности просты и доступны, но при этом объемны и сакральны – это независимость и патриотизм, единство и солидарность, справедливость и ответственность, закон и порядок, трудолюбие и профессионализм, созидание и новаторство.
Вся социальная, образовательная и трудовая политика в Казахстане сегодня ориентирована на их культивацию и закрепление на уровне принципов работы институтов. В качестве примера можно привести тот факт, что следующий год в Казахстане объявлен Годом рабочих профессий.
Мы верим, что вкупе со смелостью устремлений и широтой взглядов обозначенная концептуальная основа позволит нам занять достойное место в этом дивном новом мире.