Демографический кризис угрожает будущему Украины. Фото Reuters
На 100 родившихся жителей Украины приходится 286 умерших. А всего на территориях, подконтрольных Киеву, проживает 28–29 млн человек против 52 млн в 1991 году, рассказал замдиректора Института демографии и проблем качества жизни Александр Гладун. Не исключено, что реальные показатели оставшегося украинского населения еще ниже, так как в период военного конфликта процессы депопуляции в стране ускорились, указали эксперты. Но пока представители Киева продолжают демонстрировать больше готовность к дальнейшей эскалации ситуации, нежели к переговорам.
Сколько всего людей сегодня проживает в украинском государстве, точно сказать сложно, поскольку нормальный статистический учет нарушен, отметил в обнародованном в четверг интервью заместитель директора по научной работе Института демографии и проблем качества жизни Украины Александр Гладун. По его оценке, на конец текущего года общая численность населения Украины в границах 1991 года составила примерно 34 млн человек, а на подконтрольной Киеву территории – 28–29 млн. Как известно, на конец 1991 года население Украины насчитывало 52 млн человек. При этом общая его численность на начало 2022 года на территориях в границах 1991 года снизилась до 42 млн, то есть за 30 лет сократилась на 10 млн, пояснил Гладун.
На сегодня, по его определению, в стране на 100 родившихся приходится 286 умерших. Это опасное соотношение, но ожидать иного в условиях продолжающегося масштабного военного конфликта с Россией было бы затруднительно. Важно, чтобы по завершении боевых действий проводилась очень активная демографическая политика. Причем чтобы и далее не происходило сокращения численности населения страны за счет естественного фактора, 100 женщин должны рожать 210–220 детей. «У нас во время военного конфликта 100 женщин рожают 90 детей. Это мало», – указал замдиректора института.
Как заявила на днях журналистам директор Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи Элла Либанова, каждый дополнительный месяц военных действий означает демографические потери для Украины. Причем прежде всего имеются в виду миллионы тех, кто выехал за границу и уже не вернется в страну, уточнила Либанова.
По имеющимся данным, рассказал накануне старший научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи Алексей Позняк, сейчас за рубежом находится около 7,7 млн украинских граждан, из них 5,3 млн – в странах Евросоюза. Подобные уровни подразумевают серьезный удар по демографии Украины, а также по возможности обеспечения ее экономики рабочей силой и общему нормальному функционированию государства, определил Позняк.
Как он разъяснил, количество вернувшихся из-за границы украинцев после окончания военного конфликта будет зависеть от того, по какому сценарию она завершится. Одно дело, если это будет просто заморозка боевых действий – без серьезных гарантий их невозобновления. И другая ситуация сложится при наличии серьезных гарантий и возвращении хотя бы части территорий, взятых под контроль Россией, добавил аналитик, также имея в виду новые регионы РФ, вошедшие в ее состав по результатам референдумов. «Можно говорить, что около половины могут вернуться, а около половины – не вернется», – прогнозирует Позняк.
Как показывают соцопросы, многие из тех, кто выехал из Украины, уже не собираются возвращаться, заметил в комментарии для «НГ» социолог Евгений Копатько. Как он уточнил, демографическая ситуация в стране ухудшилась с 90-х годов прошлого века. При этом по процессам депопуляции Украина лидировала среди славянских стран наряду с Болгарией. Миграция украинского населения активизировалась также после второго Майдана, в частности из-за отсутствия видения перспектив дальнейшей жизни в стране.
«Для многих украинцев указанные перспективы выглядят невнятными, притом что и горизонт планирования остается коротким. В результате все большее число людей не хотят связывать собственное будущее с родной страной», – подчеркнул Копатько.
В подобных условиях озвученные представителями Киева показатели оставшегося населения на уровне 29 млн представляются излишне оптимистичными. Вместе с тем демографы правомерно указывают, что при сохранении текущей ситуации на фронте Украине далее также не хватит людских ресурсов для продолжения боевых действий. Тогда как при восстановлении мира у страны появляются шансы на возвращение людей, которые пока думают не как остаться, а как уехать, сообщил аналитик.
Оценивая перспективы будущего мирного урегулирования, он напомнил, что ранее работал в составе экспертных групп в рамках переговорного процесса по реализации Минских соглашений, заключенных в 2015 году. И наблюдал, как эти переговоры фактически саботировались западными союзниками и Киевом в течение последующих восьми лет, хотя в действительности упомянутые договоренности были вполне выгодными для украинской власти. Понятно, что теперь, с учетом также сорванных Киевом Стамбульских договоренностей весной 2022 года, в Москве не желают допустить какой-либо новой профанации и пойдут лишь на переговоры, способные обеспечить не временное перемирие, а стабильный долгосрочный мир. Однако и из последних заявлений киевских представителей пока скорее больше просматривается готовность к эскалации, констатировал Копатько.
Показательно, что в тот же день председатель комитета Верховной рады Украины по вопросам внешней политики и межпарламентского сотрудничества Александр Мережко заверил журналистов, что украинские руководители готовы к добросовестным переговорам. Тогда как представители Москвы не демонстрируют такой готовности и лишь способны использовать переговорный процесс для пропагандистских целей, добавил Мережко. И предупредил, что президент России Владимир Путин в дальнейшем также намерен использовать встречу с новым главой Белого дома Дональдом Трампом исключительно в собственных политических интересах и чтобы доказать в частности, что он не находится в политической изоляции. В то время, прибавил глава комитета Верховной рады, как заявления членов команды Трампа о необходимости обеспечения «справедливого мира» представляются более созвучными положениям «формулы мира» президента Украины Владимира Зеленского (представленной в ноябре 2022 года и, в частности, подразумевавшей отказ России от собственных новых регионов).