0
3859
Газета СНГ Интернет-версия

19.02.2025 19:48:00

Коридор "Север–Юг" свяжет Каспийское море с Персидским заливом

Россия и Иран договорились о строительстве зависшего участка Решт-Астара

Тэги: каспийская пятерка, экономический форум, транспортные артерии региона, мтк север юг, безопасность

Онлайн версия

каспийская пятерка, экономический форум, транспортные артерии региона, мтк север юг, безопасность Участники «каспийской пятерки» собрались в Тегеране на III Каспийский экономический форум. Фото с сайта www.economy.gov.ru

Представители стран «каспийской пятерки» (Россия, Азербайджан, Казахстан, Иран, Туркменистан), а также премьер-министр Таджикистана в качестве почетного гостя, обсудили на III Каспийском экономическом форуме в Тегеране перспективы развития ключевых транспортных артерий региона, включая Транскаспийский международный транспортный коридор (ТМТК), коридор «Север–Юг» и маршрут «Каспийское море – Персидский залив». Важной темой повестки стала безопасность Каспийского моря. По итогам мероприятия стороны подписали совместное коммюнике, содержащее ключевые направления дальнейшей работы в рамках пятистороннего сотрудничества.

III Каспийский экономический форум, прошедший в Тегеране, стал площадкой для укрепления экономического, торгового и экологического сотрудничества прикаспийских государств. Центральное место в дискуссиях заняло развитие транспортных коридоров «Восток–Запад» и «Север–Юг». Премьер-министр Азербайджана Али Асадов заявил о дополнительных инвестициях Баку в расширение пропускной способности этих коридоров в связи с ростом грузопотока.

Глава российской делегации, вице-премьер РФ Алексей Оверчук отметил намерение Москвы нарастить транзитные мощности МТК «Север–Юг» и подчеркнул важность взаимных инвестиций и технологического сотрудничества. По прогнозам Евразийского банка развития, к 2030 году грузоперевозки по этому коридору могут достичь 25–32 млн долл. Оверчук назвал «Север–Юг» ярким примером успешной совместной работы.

Министр транспорта РФ Роман Старовойт сообщил о работе «каспийской пятерки» над завершением коридора «Север–Юг». Участок Решт-Астара, соединяющий Каспийское море с Персидским заливом, станет финальным звеном, открывающим новые возможности для торговли и экономического взаимодействия. Старовойт также объявил о заключении соглашения между Россией и Ираном, позволяющего начать изыскательские работы в ближайшее время, а подписание исполнительного контракта ожидается до начала марта 2025 года. Напомним, что Иран тормозил выделение земли под строительство железной дороги.

Министр промышленности, рудников и торговли Ирана Мохаммад Атабаки подтвердил готовность Тегерана развивать инфраструктуру коридора «Каспийское море – Персидский залив», предоставляя ресурсы для создания логистических центров и эффективного использования своих южных портов, что обеспечит прикаспийским странам выход на мировые морские пути.

Премьер-министр Таджикистана Кохир Расулзода, принявший участие в форуме в качестве почетного гостя, отметил важность развития ТМТК (или, как его еще называют, Срединного коридора), соединяющего Центральную Азию с Европой. Таджикистан выразил готовность экспортировать зеленую электроэнергию в страны Каспийского бассейна, учитывая, что 98% вырабатываемой в республике энергии производится из возобновляемых источников.

«МТК «Север–Юг» – это, безусловно, ключевой каспийский проект, объединяющий интересы не только пяти собственно каспийских стран, но и гораздо более широкое пространство. Можно обратить внимание на присутствие среди участников форума представителей Таджикистана. На этом фоне странно выглядит отсутствие делегации Узбекистана, проявлявшего в последнее время повышенный интерес к каспийской транспортной тематике», – сказал «НГ» доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник Института международных исследований МГИМО МИД РФ Александр Князев.

По мнению эксперта, нельзя исключать, что на последнее оказал воздействие и высокий уровень геополитической неопределенности, в условиях которой и сам проект, и участие в работе Каспийского форума в Тегеране могли бы вызвать мало позитивных эмоций в Вашингтоне и особенно в Брюсселе. «Впрочем, в иранской столице говорили и о широтных транскаспийских транспортных проектах, лоббируемых как раз западными странами, включая Турцию, и к которым в отличие от МТК «Север–Юг» благосклонно относятся в Пекине. По сути, широтные проекты являются с точки зрения интересов КНР всего лишь частью известного «Пояса и пути», хотя в обозримой перспективе и важны не столько с точки зрения глобальных транспортных цепочек, сколько в плоскости внутрирегиональной торговли как установление взаимосвязи между странами Центральной Азии и Южного Кавказа», – подчеркнул Князев.

Эксперт считает, что несмотря на глобальную значимость и значение МТК «Север–Юг» для как минимум двух каспийских стран – России и Ирана, его эффективность пока содержит в себе больше вопросов, нежели ответов. «Это неспособность иранской стороны обеспечить строительство недостающего железнодорожного участка на западной ветке МТК от границы с Азербайджаном, множество сложностей на морской ветке, а также абсолютно недостаточные пропускные способности железнодорожной сети Ирана, начиная от погранпереходов на границе с Туркменистаном и заканчивая подходами к терминалам портов в Персидском заливе. Впрочем, нельзя не отметить и то, что важным качеством проекта МТК «Север–Юг» является его способность включать в себя и возможности широтных транспортных коридоров, собирая воедино интересы широкого круга участников», – полагает Князев.

Форум в большей мере был призван заниматься вопросами, связанными с экономикой. Но экономика не существует в отрыве от состояния сферы безопасности. И здесь сохраняется большое количество проблем. Статья 3-я Каспийской конвенции декларирует «неприсутствие на Каспийском море вооруженных сил, не принадлежащих сторонам». Как отметил Князев, «отсутствие согласованной и утвержденной всеми пятью странами детализации «неприсутствия» «посторонних» вооруженных сил, отсутствие зафиксированных конкретных критериев «присутствия» открывает окно возможностей для заинтересованных некаспийских акторов». «Наиболее уязвимыми в несоблюдении режима недопущения военного присутствия некаспийских стран остаются Азербайджан с его тесными военными отношениями в военной сфере с Турцией и Израилем и Казахстан, активно развивающий военное сотрудничество с Турцией, США, Великобританией и с НАТО в целом», – отметил эксперт.

«В то же время прецеденты украинских атак на гражданские объекты непосредственно в Каспийском регионе и на прилегающем Северном Кавказе, а также на связанную с интересами каспийских стран энергетическую инфраструктуру (как тут не вспомнить недавний удар по НПС «Кропоткинская» нефтепровода КТК (Каспийского трубопроводного консорциума. – «НГ»), надолго и существенно сокративший нефтяной экспорт Казахстана), требуют как минимум обновления коллективных представлений о состоянии безопасности в Каспийском регионе», – считает Князев.

Вопросы обмеления Каспийского моря стали предметом дискуссий участников форума. «Азербайджан серьезно обеспокоен экологией Каспийского моря и предлагает применять единый подход к решению таких проблем», – заявил на форуме премьер-министр Али Асадов. 


Читайте также


Константин Ремчуков. Рекордный отток прямых иностранных инвестиций из Китая - 168 млрд долл

Константин Ремчуков. Рекордный отток прямых иностранных инвестиций из Китая - 168 млрд долл

Константин Ремчуков

Мониторинг ситуации в КНР по состоянию на 17.02.25

0
3138
Почему европейцев пока не зовут на переговоры

Почему европейцев пока не зовут на переговоры

У лидеров стран ЕС нет конструктивных предложений по украинскому кризису

0
2995
Константин Ремчуков. В Мюнхене разорвалась бомба "войны культур" между США и ЕС

Константин Ремчуков. В Мюнхене разорвалась бомба "войны культур" между США и ЕС

Константин Ремчуков

Сначала Штайнмайер резко раскритиковал решения Трампа, а в ответ Вэнс обвинил европейцев в отсутствии истинных демократических ценностей

0
6908
Константин Ремчуков. Идеологическое ядро ЕС и НАТО заняло в Мюнхене чёткую позицию - только поражение России

Константин Ремчуков. Идеологическое ядро ЕС и НАТО заняло в Мюнхене чёткую позицию - только поражение России

Константин Ремчуков

0
5371

Другие новости