Шавкат Мирзиёев встречает участников саммита «Центральная Азия – ЕС». Фото с сайта www.president.uz
В Самарканде 3 апреля начинается двухдневный саммит «Центральная Азия – Европейский союз». Главы государств региона встретятся с президентом Европейского совета Шарлем Мишелем и президентом Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен, чтобы обсудить перспективы сотрудничества. Значительный ресурсный потенциал Центральной Азии и ее стратегически важные транспортные маршруты привлекают внимание мировых игроков. В фокусе внимания находится и соседний Афганистан с его стратегическим расположением и наличием редкоземельных элементов. Для стран Центральной Азии партнерство с ЕС – это возможность привлечь инвестиции и передовые технологии.
Исторический саммит «Центральная Азия – ЕС» в Самарканде знаменует новый этап отношений двух регионов, об этом заявил президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев в состоявшемся накануне мероприятия интервью европейским журналистам. Лидер Узбекистана отметил, что ЕС активно наращивает торговлю и инвестиции в регионе: товарооборот за семь лет вырос вчетверо, достигнув 54 млрд евро.
«Формат сотрудничества Центральная Азия – Евросоюз является уникальной площадкой взаимодействия и не имеет аналогов по своим масштабам и институциональному охвату. Сотрудничество с ЕС охватывает широкий спектр направлений – от экономики и инвестиций до устойчивого развития, безопасности и цифровой трансформации – и базируется на долгосрочных стратегических приоритетах. Сегодня ЕС последовательно развивает торговые и инвестиционные связи с государствами Центральной Азии», – отметил Мирзиёев.
Сама Центральная Азия, по его словам, становится ключевым звеном глобальной логистики и формирует собственную повестку. Регион пересекают международные транспортные маршруты – Транскаспийский и Трансафганский коридоры. Но, как считает президент Узбекистана, для углубления сотрудничества необходимо упростить торговые процедуры, улучшить доступ центральноазиатских товаров на рынок ЕС, гармонизировать стандарты и привлечь европейский бизнес. Регион, богатый энергоресурсами и редкоземельными элементами, может стать надежным партнером ЕС в энергетической сфере и сфере поставок урана, лития, сурьмы. Для этого, по мнению Брюсселя, необходимо усилить безопасность региона, особенно со стороны соседнего Афганистана.
Впрочем, в Ташкенте считают, что для нормализации ситуации в соседней стране необходимо развивать долгосрочное сотрудничество по всем направлениям и интегрировать Афганистан в регион. Чем, собственно, Узбекистан и занимается на протяжении последних 20 лет. «Время подтвердило правильность нашей позиции. Мы предвидели крах прежнего афганского режима, обусловленный неспособностью контролировать территорию, нежеланием идти на диалог с оппозицией, отсутствием стремления к инклюзивному управлению и глубоко укоренившейся коррупцией. Нынешнему руководству удалось стабилизировать обстановку в стране и перенаправить ресурсы на развитие инфраструктуры, включая аэропорты, железные дороги, объекты водо- и энергоснабжения. Кроме того, принимаются активные меры по сокращению производства опиума», – отметил Мирзиёев. Сегодня Афганистан, по словам главы Узбекистана, «страна стратегических возможностей». «Крайне важно интегрировать его в мировую экономику, в частности через реализацию инфраструктурных проектов. Мы готовы сотрудничать с Европейским союзом и другими международными партнерами в продвижении позитивной повестки дня и инициатив, направленных на преодоление кризиса и обеспечение долгосрочного развития Афганистана. Убеждены, что стабильность и восстановление Афганистана отвечают общим интересам стран Центральной Азии и Европейского союза», – подчеркнул Мирзиёев.
Впрочем, Афганистан все активнее интегрируется в международную торговлю. В конце марта состоялась первая железнодорожная поставка афганских товаров в Европу по маршруту Хаф–Герат. В Европу было отправлено 200 т сухофруктов и орехов на сумму 1,2 млн долл. Это событие свидетельствует о растущем экономическом взаимодействии Афганистана с ЕС и открывает новые перспективы для афганского экспорта.
Напомним, в сентябре 2021 года Европейский союз принял решение об ограниченном присутствии в Кабуле для осуществления гуманитарных миссий. Однако полноценное содействие развитию Афганистана ЕС обусловил соблюдением прав человека, включая права женщин и девочек, а также признанием легитимности действующей власти. В настоящее время Брюссель занимает выжидательную позицию, наблюдая за развитием ситуации в Афганистане.
При этом после потери влияния в Африке и, соответственно, месторождений урана, лития и других редкоземельных элементов ЕС ищет новые возможности. И Афганистан может стать одной из них. Таким образом, в Афганистане сойдутся интересы Китая, России, США и ЕС.
Согласно оценкам экспертов, Афганистан богат полезными ископаемыми, стоимость которых оценивается в триллионы долларов, включая редкоземельные металлы, железо, медь, литий и др. Неслучайно Афганистан стали называть «литиевой Саудовской Аравией» – по примеру несметных запасов нефти в СА. Серьезные исследования афганских недр провели советские геологи в 60–70-х годах прошлого века. Позднее эти данные были дополнены аэрофотосъемкой и полевыми работами Геологической службой США в 2004–2011 годах. Американцы выделили 24 перспективных района для добычи. Китайские и индийские компании успели получить права на разработку ряда месторождений, но с конца 2010-х годов проекты заморожены из-за договорных споров и проблем безопасности. Претендуют на разработку ряда месторождений США и Россия. Президент Дональд Трамп еще в свою первую каденцию в сентябре 2017 года договаривался с афганским коллегой Ашрафом Гани о добыче редкоземельных металлов американскими компаниями на территории Афганистана. Но вопрос упирался в отсутствие инфраструктуры, дорог и обеспечения безопасности.
Сегодня ситуация в Афганистане претерпевает изменения. Укрепив контроль над страной и наладив контакты с Москвой, талибы выполнили ряд обязательств, что побудило Генеральную прокуратуру РФ обратиться в Верховный суд с просьбой снять запрет на деятельность движения «Талибан» в России (организация признана террористической и запрещена в РФ). Слушание по этому административному делу назначено на 17 апреля. Напомним, что представители «Талибана» составляют основу действующей афганской власти. Это даст возможность РФ приступить к реализации проектов в Афганистане, причем, как считают наблюдатели, совместно с США. В качестве аргументов речь идет об имеющемся опыте сотрудничества в той или иной степени и о потеплении отношений между двумя странами. Наиболее оптимальным вариантом могла бы стать разработка уранового месторождения в провинции Гильменд на юге Афганистана. Найдутся на реализацию проекта и деньги – 7 млрд долл. Центрального банка Афганистана заморожены на счетах в банках США. Но для того чтобы разрабатывать месторождения, нужно создать хорошую логистическую инфраструктуру. Хороших дорог в Афганистане мало, а железных дорог тем более.
Афганистан – одна из немногих стран мира, которая до ХХI века не имела ни одного километра железной дороги на своей территории. В 2010 году узбекские специалисты построили железную дорогу Хайратон – Мазари-Шариф. Деньги на реализацию этого проекта – 129 млн долл. – выделил Азиатский банк развития. В феврале 2024 года Узбекистан приступил к модернизации этой магистрали.
В июле 2023 года Пакистан, Узбекистан и Афганистан подписали совместный протокол о строительстве Трансафганской железнодорожной магистрали, которая соединит узбекскую железнодорожную сеть с пакистанскими железными дорогами через афганскую территорию. К ним присоединяется и Россия. Предполагается, что маршрут пройдет через Термез, Мазари-Шариф и Логар к пакистанскому пограничному пункту Харлачи в районе Куррам. По сообщению Министерства путей сообщения Пакистана, после соединения железнодорожных путей трех государств грузопассажирские перевозки не только облегчат региональную, транзитную и двустороннюю торговлю между странами-участницами, но также обеспечат их экономическое развитие и укрепят связи жителей региона (см. «НГ» от 22.02.24).
О готовности поучаствовать в финансировании строительства железной дороги Герат– Мазари-Шариф – Кундуз – Шерхан-Бандар (на границе с Таджикистаном. – «НГ») заявлял Всемирный банк. Эта дорога интересна России тем, что ее можно продолжить из Таджикистана через Казахстан и далее в РФ, замкнув таким образом железнодорожную сеть Афганистана.