0
3702
Газета СНГ Интернет-версия

08.10.2025 20:05:00

Тюркское объединение может трансформироваться в военный союз

Саммит выявил различие точек зрения у лидеров стран-участниц

Тэги: саммит стран отг, тюркские госуланрства, габалинская декларация, разногласия

Online версия

саммит стран отг, тюркские госуланрства, габалинская декларация, разногласия Реджеп Тайип Эрдоган и Ильхам Алиев продемонстрировали согласованность позиций. Фото с сайта www.president.az

«Габалинская декларация», подписанная по итогам саммита Совета глав государств Организации тюркских государств (ОТГ), подтвердила стремление объединения к развитию экономики и культуры, но одновременно выявила существенные разногласия среди его участников. Расширение повестки за счет вопросов безопасности, призывов к военным учениям и инициативы «ОТГ+», которая, по предложению президента Турции Реджепа Тайипа Эрдогана, может включать даже Сирию, было воспринято экспертами как попытка Анкары узурпировать внешнюю политику стран-членов.

Приняв председательство в ОТГ, президент Азербайджана Ильхам Алиев подчеркнул консолидирующую силу объединения: «Общность наших исторических и этнических корней, наши языки объединяют нас как одну семью». 

В развитие этой концепции он выдвинул инициативу провести в 2026 году совместные военные учения стран ОТГ на территории Азербайджана. В подтверждение готовности страны Алиев сослался на значительный опыт, включая более 25 двусторонних и многонациональных военных учений с Турцией, проведенных за минувший год.

Однако предложение азербайджанского президента не встретило публичного отклика со стороны коллег по ОТГ. В ходе заседаний каждый из лидеров сосредоточился на продвижении собственной национальной повестки и государственных интересов. При этом инициатива «ОТГ+», направленная на расширение сотрудничества за пределы исключительно тюркских стран, была воспринята положительно как механизм для привлечения новых партнеров.

Например, президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать Совет по кибербезопасности и Центр цифровых инноваций. Он также акцентировал важность развития крупных торгово-экономических проектов и логистики в рамках ОТГ и высоко оценил уникальную роль и потенциал Совещания по взаимодействию и мерам доверия в Азии (СВДМА) в деле укрепления стабильности, безопасности и мира на пространстве тюркских государств.

Казахстанский политолог Данияр Ашимбаев заметил, что Астана не выразила особого интереса к военно-политическим «перспективам» ОТГ или идее внедрения общего для всех тюркских народов алфавита, о котором в очередной раз напомнил президент Эрдоган. Глава Турции, в частности, заявил о необходимости ускорить создание «большой языковой модели для тюркского языка». «Токаев подтвердил приверженность Казахстана экономическому, гуманитарному и культурному сотрудничеству, избегая при этом вовлечения в чужие геополитические игры и иерархические отношения», – написал в своем Telegram-канале Ашимбаев.

Президент Узбекистана Шавкат Мирзиёев выразил серьезную обеспокоенность ситуацией на Ближнем Востоке, Украине, в Афганистане, а также «проблемами иранской ядерной программы». Он приветствовал «новые планы ведущих мировых держав по формированию справедливого миропорядка, обеспечению взаимного доверия и безопасности» и предложил провести в Самарканде первую совместную встречу министров иностранных дел и глав спецслужб стран ОТГ для выработки единых подходов к вопросам региональной и глобальной безопасности. Мирзиёев также выдвинул инициативу по созданию Тюркского промышленного альянса и укреплению экономического сотрудничества между странами организации, подчеркнув, что соединение Срединного коридора со строящейся железной дорогой Китай–Киргизия–Узбекистан и перспективным Трансафганским коридором создаст «многоотраслевую стратегическую систему магистралей» в регионе.

«ОТГ как любой синтетический и идеологический конструкт нуждается в постоянной накачке новыми смыслами и нарративами, которые, с одной стороны, соответствуют изначальным замыслам, но декларируются как «развитие», с другой – призваны все туже и туже стягивать этот союз в прокрустово ложе пантюркизма в чисто турецком изводе. Это уже создает ряд напряженностей, которые все более явно проступают от саммита к саммиту ОТГ», – сказал «НГ» туркменский политолог Дерья Караев.

По его словам, инициативы по созданию и внедрению единого тюркского алфавита, языка и единой тюркской истории в каждой из стран Центральной Азии встречают различную реакцию, однако для властей Туркменистана такие идеи неприемлемы. Язык, история и культура составляют фундаментальную основу государственной политики Туркменистана, а собственное, уникальное «тюркское первородство» возведено в ранг безусловной максимы. И разменивать его на сиюминутные тактические союзы власти Туркменистана не спешат и вряд ли примут тюркскую унификацию в обозримом будущем, несмотря на постоянно звучавшие мантры о братских народах и родственных чувствах», – подчеркнул Караев.

В этой связи очень примечательным и демонстрационным апрельский стал вояж Национального лидера Туркменистана Гурбангулы Бердымухамедова по трем другим тюркским странам Центральной Азии – Казахстану, Кыргызстану и Узбекистану. Причем визиты состоялись не в столицы государств, а в сакральные месты тюркского мира – Туркестан, Самарканд и в духовный центр Кыргызстана «Рух-Ордо» имени Чингиза Айтматова. Это как раз и была демонстрация того самого «тюркского первородства», демонстрирующая, кто на самом деле является носителем тюркского духа, языка и истории во всем его многообразии, и на которое посягает турецкая политика, стараясь подменить все тюркское турецким. Примечательно, что этот вояж Гурбангулы Бердымухамедова имел продолжение в виде визита в Париж, где был принят президентом Макроном, «большому другу» Реджепа Эрдогана. Этот сигнал был считан в Анкаре, а на саммите в Габале Эрдоган посетовал на то, что Туркменистан до сих пор не вступил в ОТГ полноправным членом, хотя его там ждут.

Не меньшие разногласия внутри ОТГ вызывает вопрос признания Турецкой Республики Северного Кипра (ТРСК), которую под беспрецедентным нажимом и несмотря на протесты дипломатии Казахстана и Узбекистана все же приняли в состав ОТГ в статусе наблюдателя на саммите 2023 года, проходившем в Самарканде.

После подписания тремя странами – Казахстаном, Туркменистаном и Узбекистаном – совместного текста, поддерживающего две резолюции, принятые Советом Безопасности ООН еще в начале 1980-х годов (541 и 550), которые считают декларацию независимости Турецкой Республики Северного Кипра и «все сепаратистские действия» юридически недействительными, все попытки Эрдогана легитимизировать ТРСК через членство в ОТГ были нивелированы.

Не меньше вопросов вызывают намерения членов ОТГ провести унификацию тарифной политики в рамках объединения. Хотя хорошо известно, что часть членов ОТГ уже являются членами ЕАЭС, где тарифная политика во многом сформирована и действует, хотя и к ней у членов ЕАЭС возникает много вопросов. «Создается впечатление, что от саммита к саммиту ОТГ продолжает продуцировать своего рода маниловщину, где проекты и прожекты все больше претендуют на глобальный регионализм, а все и очень серьезные противоречия маскируются «братским трансом» тюркской солидарности», – считает Караев.

Директор Агентства этнонациональных стратегий Александр Кобринский сравнил ОТГ с прообразом Европейского союза в Центральной Азии. «Показательно, что ЕС, начинавшийся с чисто экономических задач, сегодня близок к финишной черте по превращению в военный блок. Подобно ЕС, ОТГ повторяет эту траекторию, имея скрытые цели. Истоки создания объединения так или иначе прослеживаются от Лондона через Анкару в Центральную Азию, где изначально Нурсултаном Назарбаевым была предложена идея экономического объединения в рамках тюркского союза, что и привлекло внимание других глав государств». «Однако истинная цель ОТГ иная: она заключается в разрушении ОДКБ и отстранении от прямой власти региональных лидеров с передачей их функций наднациональным чиновникам, по примеру ЕС, – сказал «НГ» Кобринский. – Чтобы достичь этого, необходимо не только заниматься экономикой, но и активно развивать военный потенциал. Поэтому ОТГ будет настойчиво трансформироваться в первую очередь в военный союз тюркских государств, а уже потом во все остальное. Неизбежно возникает вопрос: против кого будет направлен этот военный союз?»

По словам эксперта, в этом контексте отсутствие реакции на предложение президента Алиева о проведении совместных военных учений в 2026 году воспринимается отнюдь не как случайность. Для Казахстана и Узбекистана многовекторная внешняя политика остается приоритетом, и лидеры этих стран вряд ли захотят ею поступиться. Однако, как показывает исторический опыт, стремление к чрезмерной многовекторности в регионах с геополитическими разломами может нести в себе риски внутренней дестабилизации. Таким образом, перед «средними» государствами (как их определил президент Токаев) неизбежно встает вопрос о необходимости более четкого позиционирования относительно формирующихся центров силы.


Читайте также


Мирный план Трампа может измениться до неузнаваемости

Мирный план Трампа может измениться до неузнаваемости

Геннадий Петров

Президенту США придется учитывать диаметрально противоположные предложения по конфликту России и Украины

0
3416
Военные моряки Соединенных штатов и Китая договорились избегать конфликтов

Военные моряки Соединенных штатов и Китая договорились избегать конфликтов

Владимир Скосырев

Тайвань остается источником острых разногласий между Пекином и Вашингтоном

0
1220
Отношения Венгрии и США обострились из-за России

Отношения Венгрии и США обострились из-за России

Геннадий Петров

В Будапеште не понимают, почему американцы выводят часть войск из Европы и вводят антироссийские санкции

0
3232
Киев и Варшава пытаются найти общие подходы к исторической памяти

Киев и Варшава пытаются найти общие подходы к исторической памяти

Наталья Приходко

Разрешение на эксгумацию жертв Волынской резни должно смягчить настрой польского президента

0
3105

Другие новости