|
|
Президент Михаил Кавелашвили не считает заключенных оппозиционеров «узниками совести». Фото с сайта www.president.ge |
Большая часть противников правительства оказалась за решеткой в результате участия в оппозиционных акциях, которые были сопряжены с вандализмом, столкновениями с полицией и т.п. Кавелашвили отказывается считать приговоры в отношении оппозиции политически мотивированными и не называет осужденных «узниками совести». Тем не менее, по словам президента, чтобы выйти на свободу, эти люди должны «смириться с реальностью и признать свои ошибки».
«Те люди, которые сегодня находятся в тюрьме и которых вы называете «узниками совести», совершили конкретное преступление. Существует также политический мотив… На мой взгляд, эти люди были обмануты, некоторых до сих пор обманывают… Наше общество прекрасно видит, как далеко зашел этот процесс… То, против чего они протестуют, уже под вопросом. Никто уже не помнит Закон о прозрачности, потому что эта тема закрыта. Многие страны подали заявки на принятие аналогичного законодательства, исходя из собственных национальных интересов. Реальность уже не та, что была два-три года назад. Мы хотим, чтобы общественность поняла это», – сказал Кавелашвили.
Однако родственники тех, кого Кавелашвили не хочет называть «узниками совести», заявили, что никаких признаний и раскаяний не будет. Некоторые из них во время разговора с оппозиционными СМИ подчеркнули, что вообще не признают легитимность действующего правительства.
«Кавелашвили и незаконное правительство держат этих молодых людей для какой-то сделки, потому что сами прекрасно знают, что не могут доказать их вину. Таких политических заключенных у нас около 130 человек», – рассказала телеканалу «Пирвели» мать одного из оппозиционеров Элене Ахобадзе.
Брат одного из задержанных Сандро Цхададзе заявил, что раскаиваться просто не в чем, так как нет официальных обвинений. Как известно, актер Онисе Цхададзе был задержан в конце 2024-го во время протестов, вызванных решением властей приостановить евроинтеграцию. Летом Онисе и еще девятерых судили по статье о «насилии, совершенном группой лиц». Им грозило от четырех до шести лет тюрьмы. Однако, как утверждает Сандро, дело решили переквалифицировать, и до сих пор неизвестно, на что именно.
Зураб Цецхладзе заявил журналистам, что его сын Звиад, осужденный за участие в протестах на два с половиной года, не будет просить о помиловании, так как прокуратура не смогла доказать его вину.
«Даже во время судебных слушаний Звиад вывесил баннер, отражающий именно эту позицию: ни помилования, ни сделок о признании вины. Если прокуратура не доказала ни одного преступления против узника совести, какой в этом смысл, в чем им раскаиваться? В то же время невинные люди абсолютно праведны перед небесами, поэтому они ни перед кем не раскаются и ни перед кем не извинятся», – сообщил отец заключенного.
Как объяснил «НГ» основатель SIKHA foundation Арчил Сихарулидзе, прежде всего необходимо определиться с тем, кого можно считать политическими заключенными в Грузии. К примеру, ранее лидеры оппозиции не смогли доказать свою правоту в ЕСПЧ (Европейском суде по правам человека). Если «Грузинская мечта» решит освободить их на том основании, что они политические деятели, это будет равнозначно ее признанию в авторитаризме.
«С другой стороны, если может согласиться отпустить своих противников, если получит интересное предложение. Например, Трамп может восстановить с Тбилиси стратегическое партнерство, приостановленное в ноябре 2024-го. Правда, это приведет к сокрушительному поражению для оппозиции, так как ее не устраивает дружба между Вашингтоном и Тбилиси. К тому же, если оппозиционных лидеров освободят, они потом снова добровольно пойдут в тюрьму, потому что считают это частью своей борьбы с режимом», – сказал Сихарулидзе.
Профессор Международного черноморского университета Ника Читадзе считает, что «Грузинская мечта» ждет от Трампа предложения по возобновлению сотрудничества. Главное условие – это признание ее власти над республикой. За это Тбилиси готов дать Вашингтону что угодно.
«Освобождение участников протестов – это самое простое, что может сделать «Грузинская мечта», причем оппозиции это не будет выгодно. Противники правительства будут против возобновления американо-грузинских отношений, если это произойдет на фоне сближения Трампа с действующим режимом. Помимо открытия тюрем «Мечта» также может разорвать деловые отношения с Китаем или серьезно понизить их уровень. Вообще весь этот «разворот на Восток», который мы наблюдаем последние несколько лет, связан исключительно с кризисом отношений между Тбилиси и странами Запада, а не с тем, что грузины вдруг увидели в китайцах источник своего процветания», – заявил «НГ» Читадзе.

