Президент Грузии Михаил Кавелашвили обсудил с главой Сербии Александром Вучичем двусторонние отношения.
Фото с сайта www.president.ge
Спикер парламента Грузии Шалва Папуашвили заявил, что между его страной и Евросоюзом произошел «цивилизационный разрыв». К такому выводу он пришел, посмотрев трансляцию заседания Европарламента. По его мнению, Грузия – один из последних островов демократии в Европе.
«Вместо дискуссии – презрение, вместо фактов – ложь, вместо ответственности – позиция цивилизационного превосходства. Это уже не та Европа, соавторами которой были мы, грузины», – констатировал Папуашвили. По словам члена «Грузинской мечты», наблюдая за евродепутатами, он «заглянул прямо в цивилизационную пропасть». «Мы, грузины, видим, как Брюссель разрушает европейскую цивилизацию на наших глазах, и это видим не только мы, США – главный гарант европейской безопасности – уже высказываются по этому поводу», – заключил Папуашвили.
Причиной столь бурной реакции стало обсуждение в Европарламенте интеграции Тбилиси в ЕС. В частности, евродепутат, бывший вице-спикер парламента Польши Малгожата Гошевска заявила, что ЕС неоднократно призывал грузинские власти освободить экс-президента Михаила Саакашвили. Также она подчеркнула, что Грузия переживает не политический, а криминальный кризис.
«Режим использует химическое оружие против студентов, держащих флаг ЕС. Мы неоднократно призывали к освобождению Михаила Саакашвили, но режим игнорирует все европейские резолюции. Почему? Потому что Саакашвили – личный враг Путина, и он до сих пор находится в тюрьме в знак лояльности Кремлю. США ввели санкции против основателя «Грузинской мечты» Бидзины Иванишвили. Они назвали его российским шпионом. Мы не можем быть с ним партнерами. Мы должны ввести санкции против Иванишвили, иначе мы увидим дальнейший регресс», – заявила Гошевска.
Еврокомиссар по демократии и справедливости Майкл Макграт заявил, что власти Грузии проводят «стремительную атаку на демократические институты и основные права». В том числе начался процесс по запрету ведущих оппозиционных партий.
«Когда Грузии был предоставлен статус кандидата в ЕС, мы надеялись, что это станет сильным стимулом для властей к проведению важных реформ с целью начала переговоров с ЕС, но вместо этого они, похоже, сделали все возможное, чтобы разрушить европейское будущее грузинских граждан», – констатировал Макграт.
Министр Дании по делам Европы Мари Биерре отметила, что «Грузинская мечта» начала проводить политически мотивированные аресты оппозиционеров. Также она обеспокоена «преднамеренной дезинформацией и антиевропейскими нарративами», распространяемыми Тбилиси.
«Процесс вступления Грузии в ЕС фактически зашел в тупик и останется таковым до тех пор, пока власти не продемонстрируют твердую приверженность изменению курса и возвращению на путь к членству в ЕС. Для этого необходимо освободить всех необоснованно задержанных политиков, журналистов и активистов, отменить репрессивное законодательство, провести всеобъемлющие и устойчивые реформы в соответствии с основополагающими принципами европейской интеграции и прекратить агрессивную риторику против ЕС», – заключила Биерре.
На практике такие оценки привели к тому, что в 2025 году Грузия так и не получила от Евросоюза 120 млн евро финансовой помощи, которые ей обычно выделялись. Судя по всему, не будет этих денег и в 2026-м. Кроме того, Совет ЕС констатировал, что Грузия не выполняет европейские требования по сохранению безвизового режима. Если Тбилиси «немедленно» не исправит ситуацию, визы будут возвращены.
Тем временем президент Грузии Михаил Кавелашвили совершил официальный визит в Сербию. Вместе с ним полетела глава МИД республики Мака Бочоришвили. Еврокомиссия считает, что Белград тоже не справляется с евроинтеграцией. У него дела обстоят не так плохо, как у Тбилиси, но тоже есть проблемы со свободой слова, политической поляризацией и т.п.
Кавелашвили встретился со своим сербским коллегой Александаром Вучичем. Они обсудили двусторонние отношения, а также важность мира и стабильности в Европе. Кроме того, Кавелашвили пригласил Вучича посетить Грузию. Европейское будущее своих стран президенты не обсуждали.

