Фото с сайта akorda.kz
Ставшая уже традиционной встреча лидеров стран СНГ в Санкт-Петербурге под конец года на этот раз чётко продемонстрировала, что Евразийский экономический союз вступил в новую стадию — зрелого прагматизма. Организация выросла из политических «коротких штанишек», открывая для себя новые рынки и выправляя старые огрехи в виде бюрократических и технических барьеров. И в этом процессе Казахстан с лидером Касым-Жомартом Токаевым задаёт тон, считает эксперт Российско-Казахстанского пресс-центра Андрей Выползов.
Идти в ногу со временем
На этой неделе в Санкт-Петербурге состоялось заседание Высшего Евразийского экономического совета (ВЕЭС), а затем неформальная встреча глав государств СНГ. По итогам были подписаны два десятка документов, ключевым из которых является «дорожная карта» по реализации «Евразийского экономического пути», зафиксированного в Декларации о дальнейшем развитии экономических процессов в рамках ЕАЭС до 2045 года. Разработчики дали документу неофициальное название, которое, что называется, в тренде — «ЕАЭС: 2.0» (по аналогии с компьютерной маркировкой 2.0, то есть универсальное обозначение второй, значительно улучшенной версии какого-либо продукта).
Очевидно, что сегодня Евразийский экономический союз объективно возмужал. Период политического «юношеского максимализма» канул в Лету, на смену пришли глубокая технологическая и промышленная кооперация, совместное развитие энергетики, модернизация транспортных коридоров.
Лидер Казахстан Касым-Жомарт Токаев, подводя в Санкт-Петербурге итоги первой десятилетки ЕАЭС (договор о Евразийском экономическом союзе вступил в силу 1 января 2015 года), констатировал: «Несмотря на глобальные потрясения последних лет удалось сохранить позитивную экономическую динамику. За время функционирования Евразийского экономического союза накопленный объём взаимных прямых инвестиций в объединении превысил 20 млрд долларов. Ожидается, что совокупный ВВП стран ЕАЭС в 2025 году увеличится на 2%. Согласно прогнозам, в ближайшие два года рост ВВП приобретёт устойчивый характер».
По мнению главы Казахстана, Евразийский экономический союз уверенно вступил во второе десятилетие своего развития, и в этом ключе способен претендовать на роль мирового транспортно-логистического узла. Чтобы добиться столь амбициозной цели, в основные сферы деятельности ЕАЭС необходимо внедрить технологии искусственного интеллекта (ИИ), убеждён Токаев.
«Мир вступил в эпоху тотальной цифровой трансформации и искусственного интеллекта. Считаю, что мы должны идти в ногу со временем и обеспечить внедрение современных технологий во все сферы экономик стран — участниц ЕАЭС. Предлагаем начать работу над внедрением технологии искусственного интеллекта в сферы деятельности ЕАЭС. В частности, такие системы уже сейчас могут использоваться для прогнозирования торговых потоков и оценки влияния таможенных пошлин», — сказал казахстанский лидер.
«Укрощение» искусственного интеллекта, его развитие на технологическое благо евразийцев — нынешнее кредо Касым-Жомарта Токаева. На предыдущем заседании ВЕЭС в июне 2025 года глава Казахстана предложил коллегам использовать «исторический шанс» и включиться в глобальный процесс развития искусственного интеллекта. И на этот раз в Петербурге Токаев подверг резкой критике волокиту, а также административные, бюрократические и технические барьеры на границах Союза. По его убеждению, только ИИ способен обеспечить полноценное функционирование единого безбарьерного рынка и свободный транзит товаров.
«Наши граждане и бизнес должны ощущать практическую пользу от интеграции», — резонно заметил лидер крупнейшей в Центральной Азии державы. А чуть позже, общаясь с Владимиром Путиным, Касым-Жомарт Токаев дополнил мысль: «Мы должны находиться вместе по всем вопросам, которые касаются обыденной жизни граждан и Казахстана, и России».
Как известно, в новом 2026 году Казахстан председательствует в Высшем Евразийском экономическом совете, и Токаев уже анонсировал ряд крупных мероприятий, где ИИ будет в центре внимания. Во-первых, Астана примет V Евразийский экономический форум, на полях которого, по предложению президента, может быть принято Совместное заявление об ответственном развитии искусственного интеллекта на пространстве ЕАЭС. Во-вторых, как уточнил Токаев, одно из заседаний Высшего Евразийского экономического совета в следующем году будет также посвящено вопросам объединения усилий в сфере развития ИИ.
|
| Фото с сайта akorda.kz |
Вторым значимым моментом на заседании глав государств СНГ стало фактическое расширение формата Евразийского экономического союза. В 2025 году уже состоялось подписание Соглашения о зоне свободной торговли с Монголией, а также Соглашение об экономическом партнёрстве с Объединёнными Арабскими Эмиратами. На декабрьской встрече в Петербурге было подписано аналогичное соглашение с Индонезией. Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев, комментируя расширение географии торгово-экономического сотрудничества ЕАЭС, ответил чётко: «Я думаю, это очень важно, если не сказать необходимо».
И здесь следует напомнить, что в этом году лидер Казахстан предложил создать необычный формат «СНГ плюс», направленный на взаимодействие Содружества с другими странами и организациями. Идея Токаева пришлась по душе, поскольку вдохнула вторую жизнь в межрегиональный альянс. И вот уже Шанхайская организация сотрудничества получила статус наблюдателя при СНГ. Так вот, по факту мы имеем теперь инициативу «ЕАЭС плюс».
Глава Казахстана, приветствуя растущий интерес третьих стран к углублению торговых связей с Евразийским экономическим союзом, сказал в Северной столице России: «В обозримой перспективе считаем важным расширять взаимодействие союза со странами Глобального Юга, Арабского мира, Юго-Восточной Азии и Африки. Нужно уделить особое внимание сотрудничеству с такими важными объединениями, как Шанхайская организация сотрудничества, АСЕАН и другие».
По расчётам аналитиков Евразийского банка развития, дополнительные возможности производства и экспорта промышленных товаров в странах ЕАЭС оцениваются в 67 млрд долларов, а при полной реализации этого потенциала совокупный эффект роста может достичь 500 млрд долларов. В свою очередь российский лидер Владимир Путин, формулируя ориентиры на будущее, уточнил, что на сегодня в целом общее экономическое пространство ЕАЭС с заключёнными преференциальными соглашениями охватывает огромный рынок в 730 миллионов человек. При этом в проработке находится ещё и преференциальное соглашение с Индией — с рынком на 1,5 миллиарда человек. Таковы евразийские резервы.
Подводя итоги 2025 года, следует констатировать, что Евразийский экономический союз к первому своему значимому юбилею достиг институциональной зрелости и сформировался как клуб прагматиков. Альянс всерьёз занимается макроэкономической координацией в Большой Евразии, не забывая об обыденной жизни соотечественников.
Очевидно, что за таким партнёрством, основанном на принципах взаимного уважения к суверенитету стран, их культурных и ценностных традиций, а также баланса сил, — будущее.

