США сняли санкции с авиакомпании «Белавиа».Фото Reuters
Сближение Минска и Вашингтона развивалось в течение всего уходящего года. Началось все с жеста со стороны президента Александра Лукашенко – в середине февраля неожиданно были освобождены из заключения два белорусских активиста и один и гражданин США. Подписывать указы о помиловании оппозиционеров Лукашенко начал еще в 2024-м, но на этот раз все было представлено как шаг навстречу главе США Дональду Трампу.
Тогда пресс-секретарь главы Белоруссии Наталья Эйсмонт заинтриговала: «Это не единственная просьба новой администрации США». Американский госсекретарь Марко Рубио тут же откликнулся: «Приветствую освобождение гражданина США и политических заключенных из плена в Беларуси». А заместитель помощника госсекретаря по Восточной Европе Крис Смит, который и вел переговоры с Минском, выразил благодарность и подчеркнул, что это «был односторонний жест со стороны властей Лукашенко».
Уже в марте последовало развитие сюжета. Лукашенко дал интервью американскому блогеру Марио Науфалу, заявив по поводу Трампа: «То, что его чуть не застрелили, он прав – наверное, Господь его спас. Но если это Господь спас его, то он же для чего-то его спас. И не только многие на планете нашей, но и Господь тоже видит то, что вы сейчас делаете в США, и оценивает».
Все это было по достоинству оценено в Вашингтоне. В июне состоялись переговоры Лукашенко и спецпосланника президента США Кита Келлога. Результатом их стало освобождение 14 заключенных, в числе которых (что стало сенсацией) оказался один из лидеров оппозиции Сергей Тихановский. Все эти предварительные жесты сделали возможным, казалось, невероятное – телефонный разговор между Трампом и Лукашенко. Американский президент потом написал в соцсетях: «У меня состоялся замечательный разговор с глубокоуважаемым президентом Беларуси Александром Лукашенко». И добавил: «С нетерпением жду встречи с президентом Лукашенко в будущем».
Разговор двух президентов состоялся накануне встречи на Аляске главы РФ Владимира Путина и Дональда Трампа. Госсекретарь Совета безопасности Александр Вольфович отметил тогда: «Трамп, видимо, мудрый политик все-таки, раз действительно до такого важнейшего политического мероприятия сделал звонок нашему президенту. Ему важно было мнение Александра Григорьевича».
В сентябре состоялась встреча Лукашенко с представителем президента США Джоном Коулом. На ней глава Белоруссии заявил, что готов на «большую сделку» по заключенным. И снова освободил сразу десятки человек. А Вашингтон заявил о снятии санкций с авикомпании «Белавиа». Также было высказано намерение вновь открыть посольство США в Минске.
За этой знаковой встречей последовали новые помилования. Освобождались как иностранцы, содержавшиеся в исправительных учреждениях Белоруссии, так и местные оппозиционеры. В частности, была освобождена группа граждан Украины, а также два католических священника. Последнее, впрочем, было жестом дружбы уже в отношении нового папы римского Льва XIV.
И наконец, апофеозом годичного двустороннего процесса стали переговоры с тем же Коулом 12–13 декабря. По их итогам США сняли санкции с белорусского калия – главного экспортного товара страны. А Лукашенко помиловал 123 гражданина различных стран, среди которых оказались все знаковые фигуры оппозиции, остававшиеся до того момента в заключении.

