Никол Пашинян уверяет, что углубление партнерства Еревана с Вашингтоном не приведет к ослаблению связей с Ираном. Фото Reuters
Чрезвычайный и полномочный посол Ирана в Армении Халил Ширголами заявил, что в 2026 году Тегеран и Ереван могут подписать всеобъемлющий документ о стратегическом партнерстве. Дипломат надеется, что это произойдет во время визита премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Исламскую Республику. Впрочем, США способны перечеркнуть эти планы.
«В этом году отмечается 35-летие независимости Армении. Иран был одной из первых стран, признавших ее независимость. Дружба между нашими народами имеет тысячелетнюю историю, и то, что мы видим сегодня, является продолжением этой исторической, культурной и цивилизационной связи», – заявил Халил Ширголами, выступая на мероприятии по случаю 47-й годовщины победы исламской революции.
В то же время он подчеркнул, что сейчас Иран проходит через непростые испытания, включая санкции и провоцирование войны, но все это не мешает иранцам развиваться. То же самое касается армяно-иранских отношений. В частности, за 11 месяцев 2025 года товарооборот между странами вырос до 698 млн долл., и это без учета оборонного сектора. Власти Армении и Ирана намерены довести этот показатель до 3 млрд, подчеркнул Ширголами.
«Мы планируем институционализировать отношения в рамках всеобъемлющего стратегического партнерства, чтобы в рамках операционной дорожной карты существенно расширить как масштабы, так и глубину сотрудничества. Иран приветствует мирный процесс на Южном Кавказе и убежден, что основным условием всестороннего развития региона и углубления связей являются мир и дружба между народами региона», – подчеркнул посол.
Также он подчеркнул, что Ереван заверил Тегеран в безопасности «Дороги Трампа» для Исламской Республики. При этом Ширголами объявил, что иранские власти не хотят конфликтовать с США и со всей серьезностью вступили в переговоры с ними, а также надеются, что TRIPP (коридор Трампа) будет способствовать процветанию Южного Кавказа.
«Нужно работать над запуском железной дороги Джульфа–Нахичевань–Ерасх, чтобы сформировать сообщение Персидский залив – Черное море. Это создаст очень большие возможности для всех нас», – добавил посол.
В свою очередь, Пашинян поздравил верховного лидера Ирана Сейеда Али Хаменеи и президента Масуда Пезешкиана с очередной годовщиной исламской революции.
«Я уверен, что при вашей поддержке наши страны углубят многоотраслевое сотрудничество, реализуют новые инициативы стратегического значения, которые также будут способствовать установлению мира и укреплению стабильности в регионе. Учитывая сложившуюся ситуацию, желаю вам успехов и крепкого здоровья, а дружественному народу Ирана – прочного мира и процветания», – сказано в обращении Пашиняна к рахбару.
Примечательно, что пока есть только предварительная договоренность о визите Пашиняна в Иран. При этом накануне визита в Ереван вице-президента США Джей Ди Вэнса министр экономики Армении Геворг Папоян заявил, что армянские власти надеются обсудить с ним 25-процентные пошлины, которые Вашингтон ввел для всех стран, торгующих с Тегераном. Однако по итогам переговоров Вэнс и Пашинян об этом вообще ничего не сказали.
Тем не менее в прошлом году Ереван и Тегеран договорились о строительстве второго моста через пограничную реку Аракс. При этом в 2025-м объем экспорта Армении в Иран оценивался примерно в 88 млн долл., а в США – около 53 млн.
Пашинян утверждает, что укрепление отношений с Вашингтоном происходит в рамках стратегии диверсификации внешней политики республики. Соответственно Ереван не станет в угоду американцам обрывать свои связи с Ираном или какой-либо другой страной. В то же время во время визита в Армению Вэнс пообещал армянам инвестиции на общую сумму свыше 13 млрд долл. (9 в развитие мирного атома и 4 – в ИИ). Кроме того, «Дорога Трампа» пока остается одной из несущих конструкций мирного урегулирования армяно-азербайджанского конфликта.
Очевидно, что балансировать между интересами Вашингтона и Тегерана будет непросто. К примеру, в начале января в Ереване прошли акции протеста в поддержку антиправительственных выступлений в Иране. В ответ на это Ширголами заявил о превращении Армении в «серьезный центр враждебных сил». Пашинян пообещал сделать все, чтобы развеять эти опасения, после чего Служба нацбезопасности провела «оперативные проверки» среди участников митингов.
Несмотря на это, старший эксперт Центра Орбели Джонни Меликян уверен, что Армении необходимо заключить договор о стратегическом партнерстве с Ираном.
«Нас связывают общая история и сотрудничество. Даже в самые сложные годы независимости Тегеран был рядом и поддерживал нас, нашу территориальную целостность и суверенитет. В то же время важно подчеркнуть, что ни одни наши отношения, будь то с Россией, ЕС, США или Ираном, не развиваются за счет отношений с другим или другими игроками. Армения в своей внешней политике руководствуется сугубо государственными интересами, которые в текущих реалиях требуют продолжения политики диверсификации внешнеполитических и внешнеторговых связей, а также установления и углубления сотрудничества по всем возможным направлениям: от дружественных до враждебных стран, от традиционных партнеров и союзников до прочих мировых акторов», – сказал «НГ» Меликян.
