0
1609
Газета Коллекция Интернет-версия

12.04.2002 00:00:00

Еще не принцесса, но уже не Золушка

Виталий Третьяков

Об авторе: Виталий Петрович Третьяков - вице-президент Санкт-Петербургского фонда культуры.

Тэги: санктпетербург, программа, открытка


До середины 20-х годов прямоугольник бумаги с линиями для адреса и местом для марки на одной стороне и каким-либо изображением на другой называли открытым письмом. Потом это название сократили до слова "открытка", и вместе с названием закончился золотой век открытых писем. Действительно, начало ХХ века было бумом издания открыток.

По данным Всемирного почтового союза, в разных странах в 1902 году обращались: Германия - 1013 млн. открыток, США - 670 млн. открыток, Англия - 500 млн., Япония - 435 млн., Австро-Венгрия - 250 млн., Россия - 105 млн., Франция - 60 млн., Бельгия - 55 млн. открыток.

На открытке в начале ХХ века писали самое разное, но главное - она была дешевым и надежным средством общения. Не редкостью были надписи: "Приду к тебе после обеда. Жди" и т.п. Но уже тогда возникли основные открыточные жанры: поздравительные, актеры, армия, юмор, цветы, животные, виды городов и многие другие.

Телефон, факс, электронная почта сегодня, казалось, должны были уничтожить открытку. Но оказалось, что это не так. Сегодня на одного англичанина приходится 44 заново изданных открытки, в США - 23, в Австрии, Голландии - по 17 открыток, в Германии - 8 открыток в год на одного немца. То есть открытка заняла свое естественное место в жизни человека. Она осталась принятым средством поздравления и познания. Хотелось бы это слово "познания" выделить для нашего дальнейшего разговора.

Итак, в России сегодня на одного жителя приходится в среднем 1 новая открытка в год. 2000 год был годом рекордного, почти удвоившегося спроса на открытки. Устойчиво работают несколько десятков открыточных издательств (для сравнения - в Америке работают около 1500 издательств, специализирующихся только на издании открыток). Среди них "Арт и Дизайн", "Искусство России", "Ирви-Водолей", "Марка", "Медный всадник" ("П-2"), "Мир открыток". И все эти наши российские издательства делают открытки - поздравительные. И это здорово. Но ведь открытка, как мы просили вас запомнить, еще и средство познания. Именно поэтому у нее так много жанров. Эту функцию открыток использовали всегда и во всех странах. Самым простым способом популяризации эстетического, патриотического воспитания была, есть и, наверное, будет открытка. А у нас выжил только один жанр открыток - поздравительные, ну еще и виды городов.

К сожалению, рынок - это спрос и предложение. На поздравительную открытку спрос есть - появилось и предложение. На эстетическое воспитание и патриотизм спроса нет, и он сам не появится. Нужна воля для того, чтобы начать издавать открытки, которые должны сеять разумное, доброе и вечное. Такая воля была проявлена двумя организациями: Санкт-Петербургским фондом культуры и Санкт-Петербургским региональным общественно-политическим движением "Воля Петербурга", лидером которого является нынешний спикер Совета Федерации Сергей Миронов. Была разработана программа "Открытка", цель которой обеспечить выведение на рынок художественных открыток, таких открыток, которые бы формировали вкус россиян и любовь к своей стране.

Безусловно, начинать надо с себя, поэтому первой серией стала серия "Блистательный Петербург", в которой первые десять открыток - это репродукции с литографии известного петербургского графика Абрама Ильича Тарантула. Следующие десять - воспроизведение открыток, изданных в начале ХХ века, по работам знаменитой петербургской художницы Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой (эта серия сегодня находится в производстве). Третьим набором открыток станут художественные фотографии петербургских фотографов. Планируется реализовать и другие серии. Так, намечается и уже начато изготовление серии "Армия". Это открытки с формами русских солдат и офицеров разных времен. Открывают серию 10 открыток блестящего знатока русского военного мундира Николая Васильевича Зарецкого.

При этом авторы программы очень хорошо понимают, что сегодня в России спроса на такую открытку нет или он очень мал. Здесь играют роль в первую очередь экономические причины. Но спрос - это то, что нужно формировать. Поэтому в программу "Открытка" вошли три крупных блока.

Первый - издание книг об открытках. Уже выпущены две: В.П. Третьяков "Открытые письма серебряного века", изд. "Славия", 2000; А.Н. Толмачев, П.Д. Цуканов "Век Любани", изд. "Лига Плюс", 2001. Планируется третья книга - М.С. Забочень "Открыточное издательство "Рассвет". Все они рассказывают об открыточных издательствах России и снабжены максимально полными каталогами. Это первая в мире попытка последовательной каталогизации открыток отдельной страны. Начата работа над "Энциклопедией русской открытки с 1895 по 1945 г.".

Второй блок программы - организация выставок. Пропаганда открыток будет неполной без организации и проведения выставок открыток. Такая деятельность ведется Фондом культуры около 4 лет. Была организована выставка в Российской национальной библиотеке, в Музее Рериха в Изваре, в филиале Фонда культуры в Гатчине, в музее-заповеднике Ораниенбаум (г. Ломоносов).

И, наконец, третий - создание школьных музеев открытки. Эту часть нашей программы мы обсуждали несколько лет. Благодаря счастливому случаю это стало реально. В прошлом году в Российскую национальную библиотеку пришли посылки с открытками. Присланы они из Новосибирска. В обратном адресе фамилия Ромадановская и инициалы Е.К., ни улицы, ни дома, просто абонентский ящик. Видимо, кто-то из коллекционеров решил передать свои открытки Национальной библиотеке. Хранитель отдела открыток сверила пришедшие открытки с имеющимися в библиотечном фонде, и дубли решили передать филиалу Фонда культуры - "Центру образования города Гатчина". Так 17 тысяч открыток стали фондом детского музея открыток, который в этом году начнет функционировать, и его опыт послужит методической основой для создания аналогичных школьных музеев.

Нам, авторам программы, кажется вполне естественным, что две общественные организации объединились, чтобы реализовать то, что сегодня не делает рынок, но то, что по-прежнему нужно человеку - маленькие прямоугольные произведения искусства.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

РУСАЛ сделал экологию своим стратегическим приоритетом

Владимир Полканов

Компания переводит производство на принципы зеленой экономики

0
566
Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

Заявление Президента РФ Владимира Путина 21 ноября, 2024. Текст и видео

0
2287
Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Выдвиженцы Трампа оказались героями многочисленных скандалов

Геннадий Петров

Избранный президент США продолжает шокировать страну кандидатурами в свою администрацию

0
1505
Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Московские памятники прошлого получают новую общественную жизнь

Татьяна Астафьева

Участники молодежного форума в столице обсуждают вопросы не только сохранения, но и развития объектов культурного наследия

0
1139

Другие новости