0
1790
Газета Коллекция Интернет-версия

23.05.2003 00:00:00

"Грудь в крестах..."

Тэги: крест, символ, орден


Фалеристы давно обратили внимание, что основой композиции многих российских нагрудных военных знаков является крест. Для России, где православие на протяжении многих веков являлось титульной религией и основой государственной идеологии, это вполне естественно. Однако изображения главного христианского символа, использованные при составлении эскизов полковых знаков и знаков военных училищ, очень часто различаются по своей форме. Более того, изучение и систематизация подобных крестов заслуженно претендуют на право быть направлением отдельного историко-культурного исследования.

Среди крестов, взятых за основу композиции российских военных знаков, особое место занимает крест святого Андрея, который представляет собой букву "Х" (она же латинская цифра 10). По преданию, первый из апостолов, которого "Христос от рыболовного дела к апостольскому призвал", посчитал недостойным быть распятым на таком же кресте, как и Христос, поэтому он попросил своих палачей изменить его форму.

Апостол Андрей почитался святым покровителем Русской земли еще со времен киевских князей. Подобный выбор был связан с летописными преданиями о его путешествии по землям, на которых сложилось впоследствии Русское государство. Легенда о святом Андрее Первозванном, проповедовавшем балканским и причерноморским народам, была использована Константинополем - центром православного мира - в его споре о первенстве с католическим Римом, гордившимся древнем "апостольским" рангом своих христианских общин.

Наиболее отчетливо тема креста святого Андрея Первозванного звучит в композиции знака лейб-гвардии Преображенского полка. Этот знак, утвержденный в июне 1909 года, является, по сути, копией одноименного ордена, спроектированного лично Петром Великим сразу же после Полтавского сражения. В центре полкового знака - Андреевский крест, покрытый синей эмалью с золотым ободком, а на нем золотой крест с изображением св. апостола Андрея Первозванного. Знак увенчан царской короной. Между концами креста три двуглавых орла. На обороте знака воспроизведен девиз "За Веру и Верность".

Андреевский крест стал главным элементом композиции знака другого российского лейб-гвардейского полка - Московского. Этот знак был утвержден в апреле 1911 года. Его эскиз выполнил знаменитый российский художник-баталист Николай Самокиш. Тот самый, что уже в советское время создал эпохальное полотно "Переход Красной Армии черед Сиваш". Знак представляет собой синий эмалевый Андреевский крест с золотым ободком и буквами "S.A.R.P." ("Sanctus Andreas Russiae Patronus" - святой Андрей покровитель России). На центр креста наложен чеканный московский герб - святой Георгий на коне, поражающий дракона копьем. Символика этого знака напоминает о происхождении полка от старой гвардии. К месту вспомнить, что этот полк был сформирован в 1811 году из батальона гвардии Преображенского полка. На знаках Московского полка периода Временного правительства под влиянием тогдашних революционных веяний синий цвет эмали был заменен, разумеется, на красный.

Послужил Андреевский крест основой композиции и для некоторых других полков и военно-учебных заведений России.

В эскизах российских военных нагрудных знаков нередко использовался и другой тип креста - мальтийский. Эта фигура образована соединением наконечников четырех копий. Считалось, что четыре направления этого креста олицетворяют собой главные христианские добродетели (благоразумие, справедливость, силу духа и воздержание), а восемь концов его напоминают о восьми благах, обещанных Иисусом Христом всем праведникам. Впервые крест подобной формы появился на одежде монахов ордена святого Иоанна Иерусалимского (иоанитов), занимавшихся заботой о паломниках, прибывающих на Святую Землю. После завоевания Палестины турками орден иоанитов был вынужден перебраться на остров Крит, а потом на Мальту (отсюда и название креста).

Типичный пример использования мальтийского креста в композиции российских нагрудных военных знаков - утвержденный в августе 1909 года знак 147-го Самарского полка. Знак представляет собой собственно мальтийский крест, концы которого украшают вензеля императоров Павла I и Николая II. В центре креста воспроизведен герб города Самары - дикая коза в овале.

В некоторых русских военных знаках можно легко узнать и тип креста, получившего название Прейсиш-Эйлауского. Эти знаки по форме повторяют собой наградной крест, утвержденный в честь сражения у прусского города Прейсиш-Эйлау (с 1946 г. - город Багратионовск Калининградской области), в котором русские войска успешно отразили атаки наполеоновских войск в 1807 году.

Форма Прейсиш-Эйлауского креста использована в эскизе утвержденного в декабре 1908 года знака 11-го Гусарского Изюмского генерала Дорохова полка и некоторых других русских военных нагрудных знаков.

Любопытная лапчатая-пятипалая разновидность креста использована при составлении знака лейб-гвардии Семеновского полка. На кресте изображены меч, обращенный лезвием вниз, и вензеля Петра I и Николая II. Крест и меч подобного типа часто изображались на знаменах Петровской эпохи. В период Временного правительства царские вензеля со знака, разумеется, исчезли.

Конечно, не мог быть неиспользованным в композиции русских военных знаков и традиционный равносторонний крест. Более точное название креста подобной формы - "греческий". Чаще всего крест такой разновидности использовался при составлении эскизов знаков прапорщиков пехоты, организованных для ускоренной подготовки офицеров во время Первой мировой войны. Традиционная форма подобного знака - равносторонний крест, лежащий на двух скрещенных мечах. В центре креста красовался двуглавый орел с распущенными крыльями, на груди которого размещался цветной щиток с аббревиатурой названия школы. На всех знаках школ прапорщиков пехоты присутствовал вензель Николая II и маленький погон прапорщика.

Использовались в композиции русских военных нагрудных знаков и другие виды крестов: Георгиевские, Измаильские, Очаковские, Кульмские, Кавказские. У каждого из них своя история, свои легенды. Но об этом в следующих публикациях.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Открытое письмо Анатолия Сульянова Генпрокурору РФ Игорю Краснову

0
1488
Энергетика как искусство

Энергетика как искусство

Василий Матвеев

Участники выставки в Иркутске художественно переосмыслили работу важнейшей отрасли

0
1696
Подмосковье переходит на новые лифты

Подмосковье переходит на новые лифты

Георгий Соловьев

В домах региона устанавливают несколько сотен современных подъемников ежегодно

0
1798
Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Владимир Путин выступил в роли отца Отечества

Анастасия Башкатова

Геннадий Петров

Президент рассказал о тревогах в связи с инфляцией, достижениях в Сирии и о России как единой семье

0
4121

Другие новости