0
1165
Газета Коллекция Интернет-версия

20.06.2003 00:00:00

Марш авиаторов

Тэги: самолеты, коллекция


Самое трогательное и умилительное, что есть в жизни, - это маленькие котята и щенки. Примерно такие же чувства вызывают первые автомобили, паровозы и самолеты... В начале 70-х годов мне довелось видеть один из первых компьютеров. Занимал он огромный подвал и состоял из невероятного количества металлических ящиков, и что я запомнил, так это специально обученного человека, который занимался только тем, что весь день ходил по залу и менял электрические лампочки, которые перегорали с замечательной регулярностью, да девушек, которые носили в ведрах перфокарты. Говорят, что мощность его была раз в сто меньше самого слабого современного РС. Чувств он никаких не вызывал. Особенно умиления.

Однако возвратимся к автомобилям и паровозам. При своем возникновении все они имели более-менее однообразный вид, и такого разнообразия форм, как в авиации, у них не было.

Да и сейчас диапазон форм и размеров у самолетов крайне разнообразен, что наверняка могло бы быть замечательным стимулом для их коллекционирования, если бы не размеры, да и цена, конечно.

Украшение всей моей небольшой авиационной коллекции - это, конечно, роскошнейшая грамота Комитета по усилению военного флота России от 1914 года (сама грамота нарисована в 1912-м). В картуше изображены 4 самолета, определить марку одного из них мне удалось, остальные, может быть, художник нафантазировал.

Кстати, о художнике. Прочитав его подпись - Р.Зарринь, я вспомнил, что где-то ее уже встречал. После некоторого напряжения памяти я, сняв с полки каталог почтовых марок СССР, обнаружил его имя. Зарринь фигурировал в качестве оформителя некоторого количества марок Российской империи и РСФСР с 1904 по 1922 год. Его кисти (хотя, я думаю, рисовал он скорее пером и тушью, но так звучит красивее) принадлежит и знаменитая марка 1918 года, где рука с мечом разрубает цепь. Заказана она была Временным правительством, но начала реализовываться уже при советской власти. Правда, в каталоге он уже фигурирует как Р.Зарриньш, но сомнений в том, что это один и тот же человек, быть не должно. Графика, безусловно, высокого качества. Довелось мне видеть аналогичные работы Сомова, Лансере - так эта не хуже.

Удивительная ситуация изображена на обложке вальса "Любовь на аэроплане". На крайне жизнерадостной по цвету обложке изображена парочка, нарушающая все мыслимые и немыслимые правила поведения в воздухе. Во-первых, авиатор (летчиками их еще не называли) уступил свое место симпатичной подружке, а во-вторых, намеревается тут же получить за это заслуженный гонорар. Дама, похоже, не возражает. Чем это может закончиться, нетрудно представить. Во всяком случае, есть у меня в коллекции и вальс "Гибель авиатора".

Не забывалась и практическая сторона авиации. Например, на рижской открытке изображен самолет, несущий на крыле рекламу "лучших в мире шин для аэропланов", а на фантике самолет занят тоже серьезным делом - разбрасывает листовки с предложением покупать "конфекты" Казакова. Я бы не устоял.

На программке концерта студентов-техников ИТУ изображены последние достижения техники 1912 года - самолет и автомобиль, причем, что характерно, одежда водителя автомобиля не отличается от одежды пилота (на программке, конечно, не видно, как одет пилот, но на фотографиях можно посмотреть).

В порыве любви к авиации самолеты украшали розами и фиалками. Примерно так же скульптор Мастрояни на скульптуре "Фантастическое видение" облепил самолет обнаженными девушками, что, как это ни странно, пилота не радует. Открытка издана в Швейцарии, выставка была, видимо, в Париже, а фамилия скульптора итальянская.

Хотел ограничиться дореволюционными аэропланами, но не удержался - уж больно хороша известнейшая тарелка с "нашим ответом Керзону", хотя и 1923 года. Да и к названию статьи самолет очень подходит.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Как "Мособлэнерго" изменило электросетевое хозяйство Подмосковья

Георгий Соловьев

За 20 лет своей истории компания вошла в число лидеров региональной энергетики

0
2093
Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Цементная промышленность ведет битву за специалистов

Владимир Полканов

Как предприятия отрасли решают кадровые проблемы

0
1808
Путин обсудил вопросы языкознания

Путин обсудил вопросы языкознания

Иван Родин

2028-й скорее станет Годом Тютчева, чем Толстого

0
2067
Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Защищая природу и сохраняя биоразнообразие

Татьяна Астафьева

"Роснефть" за год вложила в экологические проекты 74 миллиарда рублей

0
1734

Другие новости