Канцлер ФРГ Ангела Меркель обсудит с президентом РФ Владимиром Путиным вопросы экономического сотрудничества. Фото с сайта www.kremlin.ru
Сегодня состоится первый с момента переизбрания визит канцлера ФРГ Ангелы Меркель в Сочи, где пройдет ее встреча с российским президентом Владимиром Путиным. Что следует ожидать от этого визита обеим сторонам? Накануне официальный представитель германского правительства назвал перечень тем, предполагаемых для обсуждения на встрече с Путиным. В числе первоочередных были названы Сирия, Иран и положение на востоке Украины. Как считает немецкая сторона, Германия будет стремиться, несмотря на различия в понимании проблем, продвинуться по всем трем темам. Не вызывает сомнений, что к двум традиционным темам – положение в Сирии и реализации Минских соглашений – добавляется и новая тема, связанная с выходом США из соглашения между Ираном и группой государств, известных как «5+1». Именно в этом направлении имеется большая вероятность координации действий Европы с Россией.
Не будет обделено вниманием и строительство «Северного потока – 2», тем более что именно эта тема фигурировала в подготовительных визитах в Москву новых министров иностранных дел и экономики Хайко Мааса и Петера Альтмайера. Конечно, согласие России на использование украинской газотранспортной сети и после запуска нового балтийского трубопровода, полученное Альтмайером от премьера-министра Дмитрия Медведева и российского министра энергетики Александра Новака, значительно облегчает для Меркель переговоры по данному вопросу. Более того, следует считаться с обсуждением дальнейших договоренностей по вопросам экономического сотрудничества двух стран. Ведь, как отметил министр Альтмайер по итогам своего визита в Москву, вне уровня отношений Москвы с Брюсселем и Вашингтоном можно сделать очень много. В частности, была достигнута договоренность, что в июне состоится заседание стратегических рабочих групп немецкого Министерства экономики и российских партнеров. Речь идет о множестве взаимовыгодных проектов. На повестке дня будет, несомненно, стоять вопрос имеющихся препятствий для деятельности немецких фирм в России.
Наибольшие трудности встретятся при проведении переговоров по ситуации на востоке Украины. Дело в том, что ФРГ настаивает на необходимости соблюдения Минских соглашений как Украиной, так и Россией, таким образом, признавая факт наличия нарушений с обеих сторон. Россия же, как известно, не признает себя стороной конфликта. Немецкий фонд Фридриха Эберта, ориентирующийся, как известно на СДПГ, опубликовал на днях в журнале IPG-Journal свое видение восточной политики нового немецкого правительства. Как считают эксперты фонда, на украинском направлении новое немецкое правительство прогнозируемо продолжит поддержку Киева в восстановлении полной территориальной целостности и укреплении стабильности. Правда, делают оговорку эксперты, в связи с коррупцией в Украине Берлин намерен увязывать любое предоставление финансовой помощи с соблюдением четких условий и норм отчетности. Также в отношении украинского кризиса ожидается, что немецкая внешняя политика в кратко- и среднесрочной перспективе сохранит приверженность реализации Минских соглашений, рассматривая специальную мониторинговую миссию ОБСЕ в качестве центрального элемента их соблюдения.
Что касается России в целом, то немецкая внешняя политика демонстрирует заинтересованность в нормализации диалога. Утверждается, что при соблюдении Минских соглашений Германия готова сократить санкции в отношении России и вести об этом диалог с остальными европейскими партнерами. Также декларируется поддержка идеи создания общего экономического пространства от Лиссабона до Владивостока, заявляется о возможности «извлечения выгоды из этого проекта обеими сторонами». Вместе с тем обозначается стремление ФРГ играть роль посредника в нормализации отношений по линии Россия–США, что способно как принести выгоды в отношениях с американской стороной, так и изменить подходы Кремля к Германии. Тем не менее последние события показывают отсутствие возможностей «коренного перелома» в двусторонних отношениях.
Следует ожидать, что Меркель затронет и новую тему, связанную с созданием новых контуров особых приоритетов внешней политики ФРГ. Речь идет о получении статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН. При этом если на 2019–2020 годы планируется получение статуса непостоянного члена, то в дальнейшем ФРГ намерена добиваться либо «персонального кресла», либо предоставления отдельного места постоянного члена для ЕС, где страна играет на сегодняшний день ключевую роль. В качестве кампании по продвижению в Совет Безопасности можно рассматривать выдвижение инициатив по контролю над вооружениями и разоружениями, что поможет поднять престиж Берлина как регионального и мирового лидера в продвижении мира и безопасности. В этой связи для Германии возрастет значение поддержки подобных инициатив со стороны третьих стран, особенно членов ООН.
комментарии(0)