Фото Carlos Becerra/Bloomberg via Getty Images
Спецпредставитель США по Венесуэле Эллиот Абрамс сегодня выразил уверенность в том, что армия Боливарианской Республики в конечном счете перестанет поддерживать действующего президента страны Николаса Мадуро. «Я верю, что, в конечном счете, армия будет действовать в интересах венесуэльского народа», – сказал Абрамс в ходе брифинга.
«У них тоже есть братья и сестры, дяди и тети, двоюродные братья и сестры, и они (то есть военные) знают, как эти люди страдают», – указал Абрамс. Отвечая на вопрос о том, почему военные по-прежнему поддерживают Мадуро, спецпредставитель США отметил, что «частично из-за страха». При этом, по его словам, «военное командование по-прежнему извлекает для себя выгоду из того, что поддерживает режим Мадуро». По мнению спецпредставителя США, речь может идти о «паре тысяч генералов».
Две тысячи генералов, между тем, это более чем серьезно. Армия Венесуэлы – это около 500 тысяч «штыков». Это на 33 млн человек населения, кстати. Пока о поддержке лидера оппозиции Хуана Гуайдо объявили лишь два-три военачальника. Заметим, что для всех, кто служил в армии и на флоте, тема смены власти и, соответственно, измена присяге, имеет огромное значении.
Люди в погонах отличаются от обычных граждан не только тем, что в руках у них оружие. Они отличаются от обычных граждан тем, что давали присягу. И так просто отказаться от нее нельзя. Потому что присягают в жизни один раз. Когда Николай II в 1917 году отрекся от трона, он, по сути, освободил тысячи офицеров Российской армии от присяги на верность императору. Потому что клялся офицер верно служить именно ЕГО ИМПЕРАТОРСКОМУ ВЕЛИЧЕСТВУ (большие буквы – так в тексте присяги). И те, кто в итоге перешел на сторону большевиков, вовсе не были предателями.
В 1991 году, когда распался СССР, никто не заставлял советских офицеров принимать присягу на верность РФ. Ее принимали только те, кого набирали уже в армию новой России. То есть у Бориса Николаевича Ельцина и его советников хватило ума не заставлять офицеров изменять присяге, данной правительству и народу Советского Союза. Хотя, конечно, новым российским властям было проще, так как Российскую Федерацию они объявили правопреемником СССР.
Столь же сложная ситуация возникает и в Венесуэле. Да, убежден, что многие офицеры и солдаты армии Мадуро недовольны его политикой. Но выступить против действующего президента означат только одно – изменить присяге. Для латиноамериканского менталитета это очень болезненная тема. Так что по поводу поддержки армией оппозиционера Гуайдо у меня лично имеются большие сомнения.
комментарии(0)