Сделка Мао Цзэдуна и Никсона нанесла мощный удар по экономике Советского Союза. Фото White House Photo Office
50 лет назад президент США Ричард Никсон прибыл в Китае и провел переговоры с вождем КНР Мао Цзэдуном. Этот шаг оказал глубокое влияние на соотношение сил на мировой арене. В ходе продолжавшегося соперничества с Советским Союзом Америке фактически удалось перетянуть Китай на свою сторону и превратить его в союзника. Парадокс в том, что Мао мечтал искоренить буржуазные элементы в партии и не думал открывать страну. Но его сделка с американцами позволила впоследствии начать модернизацию экономики с помощью Запада. Современные китайские ученые хвалят Мао за то, что он вывел Китай из изоляции, и советуют Пекину вернуться к политике баланса между Вашингтоном и Москвой. Но руководство КНР полагает, что в условиях противостояния с США оно не может поставить под сомнение надежность поставок нефти, газа и другого сырья из РФ.
Никсон в феврале 1972 года не посчитался с царившей тогда в США антикоммунистической и антикитайской истерией и приехал в КНР, где состоялись беседы с Мао и другими лидерами государства. Немногие события в послевоенной истории имели столь же глубокие международные последствия. Поездка проложила дорогу к дипломатическому признанию КНР Вашингтоном и восстановлению ее прав в ООН. Тогда в Белом доме решились вопреки мнению домашних «ястребов» и «голубей» пересмотреть геополитические догматы. «Если США, Европа, Советский Союз, Китай и Япония будут балансировать мощь друг друга, мир станет лучше и безопаснее», – сказал Никсон.
Этот комментарий означал отход от концепции, которая доминировала в американской политике в течение десятков лет. Она следовала теории домино, которая гласила, что победа коммунистов в одной стране приведет к такому же результату в других странах. В соответствии с этой теорией Вашингтон заключил серию пактов, включая Anzus с Австралией и Новой Зеландией в 1951 году и договор безопасности с Японией в 1952-м. Приверженцы такой политики полагали, что коммунизм марширует из СССР в Китай, и следующим должен был покориться Вьетнам. Это и привело к вторжению Америки во Вьетнам.
Но рассуждения Никсона о лучшем и безопасном мире были лицемерными. Он видел в сближении с Китаем возможность ослабить Советский Союз. В беседе с «НГ» Александр Ломанов, заместитель директора ИМЭМО им. Е.М.Примакова РАН, отметил: «Встреча Мао и Никсона стала очень сильным стимулом для развала СССР. Об этом китайские ученые редко говорят вслух. Они предпочитают списывать развал на коррупцию, экономическую неэффективность и другие внутренние факторы, скромно умалчивая о том, что сделка Никсона и Мао стала мощным ударом по советской экономике. Советский Союз начал тратить огромные средства на создание военной инфраструктуры на Дальнем Востоке. Это оказало негативное влияние на его экономику.
Но и с точки зрения внутренних дел Китая это было уникальным событием. 1972 год – это середина культурной революции. Удивительным было решение Мао, который не думал ни об открытости внешнему миру, ни о рыночной экономике. Культурная революция была спровоцирована для того, чтобы искоренить буржуазные элементы внутри партии и среди интеллектуальной элиты. Но через шесть лет сделка Мао позволила провозгласить политику реформ и открытости Дэн Сяопину. Ведь ему не нужно было выводить Китай из холодной войны. Выйдя из нее союзником Запада, Китай получил прекрасные условия для рывка экономики в начале 1980-х годов. Запад был готов тогда поддерживать Китай, американцы даже продавали ему оружие – вплоть до событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году».
А сегодня, когда Россия и Китай сближаются, а Америка оказалась примерно в том же положении, как СССР в 1972 году, эта нехитрая аналогия занимает умы американских политологов. Но не могут ли США использовать кризис вокруг Украины, чтобы вбить клин между Россией и Китаем? Отвечая на этот вопрос, эксперт напомнил: «Китайцы уже заметили заявления, где австралийцы, американцы спрашивают: «Почему вы отмалчиваетесь? Китай должен сказать свое слово». Это попытка заставить Китай сделать ошибочный шаг. Китай на это дал ответ, указав, что украинский кризис стал результатом безудержного расширения НАТО на восток, заключил Ломанов.
Тем не менее некоторые «мудрецы» в США продолжают толковать, что, поскольку торговля между Китаем и США достигает 600 млрд долл. в год, сохраняется возможность повторить ход, предложенный Генри Киссинджером, госсекретарем США при Никсоне, и образовать Chimerica, или G2, то есть кондоминиум Вашингтона и Пекина над миром.
South China Morning Post развеивает эти мечты политологов. Фактически экономические отношения между США и Китам сейчас даже хуже, чем при экс-президенте Дональде Трампе. Что касается политики, то об их характере говорит обзор стратегии США в Индо-Тихоокеанском регионе, только что обнародованный администрацией Джозефа Байдена. Этот документ провозглашает, что США предоставят региону больше военных и дипломатических ресурсов ради того, чтобы помешать КНР создать свою сферу влияния и превратиться самую мощную страну мира.
комментарии(0)