0
20252

29.06.2022 16:30:00

Надо ли поощрять учителей за то, что в классе нет неуспевающих

Каждой отличнице – по двоечнику

Тэги: учителя, поощрение, отличники, егэ, опережающее обучение, мотивация, софья лысенкова, метод


учителя, поощрение, отличники, егэ, опережающее обучение, мотивация, софья лысенкова, метод Кадр из мультфильма "На задней парте"

Некоторые руководители регионов РФ решили поощрить преподавателей общеобразовательных учреждений, подготовивших учеников, набравших 100 баллов на едином государственном экзамене. Практика существует не первый год. В прошлом году премии в 150 тыс. руб. за подготовку учеников, набравших 100 баллов на ЕГЭ, получили 96 педагогов.

Тема интересная и в принципе радостная. Хоть и возбуждающая у одних учителей радость за коллег, у других зависть и пожимание плечами – а за что собственно дали-то? Ведь большинство опрошенных стобалльников делают признания в СМИ, что брали себе репетиторов. И занимались с ними не один год. То есть выигрывают репетиторы, а не учителя. И помогает получить высокие баллы мотивация. И здесь значительную роль играет скорее всего семья. Школьный учитель хоть и не совсем в стороне, но преувеличивать его вклад в мотивацию ученика не стоит, если у него работает на уроке полкласса, а то и меньше четверти учеников. Впрочем, учителя, конечно, стараются…

В прошлом году педагог из Челябинска прославилась на всю страну. Чтобы побудить учеников хорошо учиться, она рассадила их в зависимости от их успеваемости. Дескать, таким образом у школьников появляется лишняя мотивация учиться лучше. И если ребенок начал получать по предмету, например, четверки вместо троек, то он может сесть поближе к доске. В общем, на первой парте сели отличники, на второй – хорошисты, дальше от доски – троечники, на камчатке – двоечники. Причем администрация школы сначала учительницу поддержала. Но до той поры, пока не возмутились родители. Потому что стеснительных детей, которые знают материал, но не рвутся к доске, в школе быстро записали в троечники.

Учительница еще какое-то время сопротивлялась и убеждала детей: «Если ты себя проявишь – пересядешь». Но доморощенная педагогика не прошла. Детей рассадили произвольно. Одна из родительниц потом предложила: а давайте рассадим детей так: двоечника – к девочке-отличнице! Но и от этого быстро отказались.

Одна моя знакомая учительница, проработавшая в школе много лет, прокомментировала эту ситуацию совсем по-житейски: «Зачем же портить девочке судьбу. У нее потом отложится стереотип, что все мужчины – сплошь буратины!» В каждой шутке есть доля правды.

Вернемся к теме поощрения. Поощряют учителей – и это, повторим, очень хорошо. Но хвалу петь надо и тем, кто думает о судьбе двоечников. В 70-х годах прошлого столетия учительница Софья Лысенкова, которой, как и многим ее коллегам, приходилось часами дополнительно заниматься с детьми после уроков, задумалась над вопросом мотивации плохо успевающих детей. В дополнительных занятиях с ними на тот момент она очень разочаровалась. «Хотя и чувствовала, что пустое это дело, а занималась…» – напишет она об этом потом сама так. Один дополнительный урок для слабого ученика – это мало. Систематические занятия утомительны, учителя не пойдут на это. Да и сил не хватит!

В общем, она придумала способ обучения двоечников – опережающее обучение. Впервые об идее опережения она рассказала в 1971 году на московской городской конференции учителей начальных классов. После конференции к ней подошла коллега и сказала: «Это же сколько надо было думать, чтобы до такой простоты додуматься!» Это правда: все гениальное – просто. Что нужно, чтобы успешно учились все? Многим просто не хватает времени для усвоения темы.

Суть метода Лысенковой – дать ребятам это необходимое для прочного и глубокого усвоения знаний и умений время, дольше и всесторонне работать с каждой изученной темой. Но как это сделать, не отставая от сроков, утвержденных программой? Ответ может показаться парадоксальным: надо опережать программу! А для этого требуется по-иному строить урок. Хозяева дорогого времени – учитель и ученики. Резерв времени кроется в их общении, взаимодействии, сотрудничестве, в понимании учителем особенностей их мыслительной деятельности, в умении управлять ею, активизировать и стимулировать. Ученики, которые изучили тему ранее, учат своих одноклассников наряду с учителем.

Еще интересный нюанс – опорные сигналы. На каком же этапе работы над новой темой слабые и даже средние ученики становятся пассивными на уроке, начинают отставать? В момент первого объяснения учителя, когда он использует яркие предметы, картинки, рисунки, таблицы, дети принимают участие в работе, отвечают на вопросы, а порой и делают правильные выводы.

А серьезные затруднения дети испытывают при переходе от яркой, доступной наглядности к более серьезному материалу, сделала вывод Лысенкова. В этом случае, считала она, на основе хорошо усвоенных выводов надо строить свои суждения. А это часто у некоторых учеников не получается. Они не могут ни понять с первого урока, ни быстро усвоить. Это и обусловливает проявление, а затем и нарастание пассивности.

Включить каждого ученика в активную деятельность на всех уроках, довести представления по изучаемой теме до формирования понятий, устойчивых навыков помогают так называемые опорные схемы. Опорные схемы, или просто опоры, – это выводы, которые рождаются на глазах учеников в момент объяснения и оформляются в виде таблиц, карточек, наборного полотна, чертежа, рисунка. При условии, что они работают на уроке.

Сегодня в арсенале учителя наглядности больше, чем когда-либо. Осталось подождать горящих глаз учеников. 


Читайте также


 ВЫСТАВКА  "Русское невероятное"

ВЫСТАВКА "Русское невероятное"

0
947
Прогулочный театр и два века одного генеральского дома

Прогулочный театр и два века одного генеральского дома

Елизавета Авдошина

В ижевских музеях пробуют новые методы работы с наследием

0
7486
Добыча полезных ископаемых привлекает самые большие инвестиции

Добыча полезных ископаемых привлекает самые большие инвестиции

Ольга Соловьева

Система защиты капитальных вложений обещает создать в РФ 60 тысяч рабочих мест

0
2187
Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Раздвоение школьной физики на углубленную и базовую

Елена Герасимова

Изучение основ единой науки о природе считают важным для жизни только 27% учеников

0
7801

Другие новости