Графика freepik.com
Впервые с 24 февраля, начала специальной военной операции (СВО) РФ в Украине, член федерального правительства Германии, министр здравоохранения социал-демократ Карл Лаутербах признал, что Германия находится в состоянии войны с Россией. В социальных сетях он четко написал: «Мы воюем с Путиным». Более того, он призвал «содействовать победе в этой войне путем освобождения Украины».
Поводом для такого воинственного заявления, казалось бы, самого «мирного» немецкого министра стало предложение писателя и ведущего телеканала ZDF Рихарда Давида Прехта предоставить России гарантии того, что Украину не примут в НАТО. Ведь в конце концов именно предстоящее членство Украины в НАТО и явилось одним из поводов для начала СВО, затем превратившуюся в полномасштабные боевые действия, в которые уже вовлечены и граничащие с Украиной территории Российской Федерации.
Не стоит пренебрежительно относиться к заявлению «непрофильного» с военной точки зрения немецкого министра. Это показала и реакция в правительстве ФРГ. На его пост в соцсетях немедленно отреагировала министр обороны Кристине Ламбрехт. Она заявила, передает немецкое информационное агентство n-tv: «абсолютно ясно как для немецкого правительства, так и для НАТО», что Германия не является стороной «военного конфликта». Об этом она сказала в передаче «Сообщения из Берлина» Первой программы немецкого телевидения ARD.
Однако последние события действительно ставят на повестку дня вопрос о роли Германии в российско-украинском конфликте, который по-разному оценивается в Москве, Киеве и Берлине. Все дело в официальном присоединении ряда территорий, ранее входивших в Украину, к России. Понятно, что признание или непризнание этого факта Западом для Москвы особой роли не играет. И теперь поставляемое Киеву немецкое оружие, которое Берлин предпочитает называть ненаступательным, с точки зрения Москвы уже применяется непосредственно против российской территории. Более того, в Германии проводятся обучение и подготовка украинских военнослужащих, которые затем принимают непосредственное участие в боевых действиях теперь уже на российской территории.
Этот вопрос, по сути дела, превращает конфликт в серьезную болевую точку российско-германских отношений, поскольку в сложившейся ситуации министр Лаутербах прав: Германия становится стороной российско-украинского вооруженного конфликта.
Судя по всему, пока в высших политических кругах Германии этого факта не осознают. На праздничных мероприятиях по случаю Дня немецкого единства федеральный канцлер Олаф Шольц в восточногерманском Эрфурте, где проходили основные торжества 3 октября, высказался в пользу необходимости защиты территориальной целостности Украины и заверил Киев «в дальнейшей поддержке» .
Следует отметить, как считает n-tv, что именно восточногерманские политики в своих выступлениях указывали на опасность нынешней военной конфронтации для самой Германии. Так, премьер-министр восточногерманской земли Саксония – Анхальт Райнер Хазелофф прямо указал, что конфликт угрожает экономике Восточной Германии в плане ее подтягивания к западногерманскому уровню и конкретно воздействует на повседневную жизнь жителей этой части ФРГ.
Чрезвычайный и полномочный посол Германии в Москве Андреас фон Гайр в своей речи на приеме в честь Дня германского единства отметил, что «российское руководство причислило Германию и всех наших близких партнеров к категории «недружественных стран». Наши политические отношения достигли низшей точки, и света в конце этого туннеля не видно – невозможно даже разглядеть сам туннель».
Можно согласиться с послом относительно его характеристики уровня нынешних российско-германских отношений. Но, к сожалению, ни в его выводах, ни в выводах, сделанных высокими германскими политиками в Эрфурте, не содержалось никаких рекомендаций относительно путей поиска решения проблемы вооруженного противостояния в Украине. Хотя это противостояние сегодня уже становится угрозой не только для Германии или Европы, но и для всей планеты. Ведь оно все больше и больше подталкивает мир к ядерной катастрофе.