0
167516

31.05.2023 19:18:00

Заменит ли общественно полезная деятельность предмет "Технология"

Идея об уроках труда красива, но не выдержит испытания реалиями современной школы

Тэги: законопроект, общественно полезный труд, урок труда, фгос, технология, мнение


законопроект, общественно полезный труд, урок труда, фгос, технология, мнение Уроки труда и домоводства в СССР были в высокой степени практикоориентированными. Фото РИА Новости

Законопроект, который предлагает обязать школьников участвовать в общественно полезном труде, внесен в Госдуму РФ. Документ, как это отмечается в сопроводительной записке, призван скорректировать понятие «воспитание», дополнив его «составляющей, направленной на формирование у обучающихся трудолюбия, ответственного отношения к труду и его результатам».

«Данным законом мы предлагаем рассматривать ученика не как наблюдателя за трудом других, а как созидателя», – пояснила глава комитета Госдумы по просвещению Ольга Казакова. Депутат хочет, чтобы уже в школе было сформировано чувство личной причастности к какому-то делу и ответственности за его результат. Пусть и в виде простых бытовых навыков, таких как умение навести порядок и чистоту в классе и школе.

Вопросы соблюдения чистоты и порядка в образовательных организациях не должны зависеть от желания или нежелания кого-либо, заявляет депутат, это элемент единого образовательного и воспитательного пространства. «Урок труда должен так и называться «Урок труда» и предполагать именно формирование понятных, простых навыков, которые пригодятся в жизни, в быту, в семье, в профессии», – цитирует Ольгу Казакову РИА Новости.

Напомним, что, согласно федеральным государственным стандартам (ФГОС), в любой школе вне зависимости от региона должен быть предмет «Технология». Он призван сформировать объективное представление о современном рынке труда и помочь детям освоить прикладные умения, которые будут полезными при выборе любой профессии.

Действующая редакция ФГОСов предполагает, что современная школа может свободно определять как содержание таких учебных курсов, так и количество часов, отведенных на их изучение. В основном школы призывают ориентироваться на те запросы, которые есть у учеников их региона. Так что школы сегодня вольны в выборе – где-то нанотехнологии изучают, а где-то рассаду высаживают.

Кстати, а что предусматривали уроки труда, которые были в СССР? Возьмем за образец учебник «Трудовое обучение» за 1988 год для ученика средней общеобразовательной школы. Что проходили на уроках ученики во всех школах страны? Темы уроков для мальчиков выглядят так: обработка древесины; устройство столярного станка; разметка деталей; работа ножовкой; строгание; сверление; соединение деталей на гвоздях, шурупах и на клею; выжигание по дереву; работа с листовым металлом; графическое изображение деталей и т.д. Следующий раздел посвящен электротехническим работам, где дан ликбез, включающий изучение электрических цепей и оснащение рабочего места и т.д.

Занятия у мальчиков вел штатный учитель труда. В школе была столярная мастерская с верстаками, пилами и другими инструментами, а также слесарная – со всеми станками. Самые необходимые навыки для дома!

Девочкам тот учебник предлагал такие темы занятий: свойства тканей; машинные работы; устройство швейной машины; подготовка швейной машины к работе: обработка швов; изготовление косынок и фартуков; ремонт одежды и т.д. В раздел «Домоводство» входила также обработка пищи и ее приготовление, в том числе квашение и соление овощей. Напомним – это учебник для 4-го класса.

Что имеет в виду депутат Казакова, призывая вернуть уроки труда сегодня? Ручной труд? А он нужен?

С одной стороны, да. Это нонсенс, когда современные девочки порой не умеют вдеть нитку в иголку или что-то вырезать ножницами. С другой стороны, современные дети ходят на занятия по робототехнике, медиатехнологии, информационным технологиям, прикладным технологиям в сфере креативных индустрий и т.д.

Тренд года – школа, где создана среда, в которой встречаются классические и современные технологии, вторят депутатам эксперты из Агентства развития профессий и навыков. И прогнозируют, что в будущем остро востребованы будут люди с навыками ручного труда – помимо навыков работы с информационными технологиями.

Только вот придется вспомнить, что сегодня в массовой школе действуют правила безопасности и жесткие санитарно-эпидемиологические нормы. Сегодня невозможно в школе установить варочные плиты для уроков домоводства, не согласовав все это с пожарной инспекцией. А как быть с аллергиями детей на различные продукты и вещества? А потенциальный вред от орудий школьного труда? Схватка учителей с родителями, случись даже самая пустячная рана, будет жесткой.

Вот и остается вопрос: точно и ли нужны уроки труда, раз на их пути стоит столько препятствий? А ведь перечислены далеко не все проблемы.



Читайте также


Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Ограничивать срок ордера на обыск не имеет смысла

Екатерина Трифонова

Госдуме стоило бы заняться проблемой судебного контроля над следствием

0
1028
Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Экстремисты – на уборку улиц, тракторы – на борьбу с терроризмом

Иван Родин

Депутаты принимают "пустые" законопроекты, чтобы потом наполнить их любыми нормами

0
1223
Неизданные научные труды Михаила Миля с грифом «ДСП» не потеряли своей актуальности

Неизданные научные труды Михаила Миля с грифом «ДСП» не потеряли своей актуальности

Валерий Агеев

Коллекция винтокрылых уникумов

0
1082
В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

В ответах на запросы адвокатов мало ценной информации

Екатерина Трифонова

Юридическое сообщество собирает статистику неправильной реакции на законные обращения

0
1597

Другие новости